в чем уникальность скрипки страдивари

Так в чём же секрет гениальных скрипок Страдивари?

Великий мастер Антонио Страдивари всю свою жизнь посвятил изготовлению и совершенствованию музыкальных инструментов, которые навеки прославили его имя. Специалисты отмечают постоянное стремление мастера наделить свои инструменты мощным звучанием и богатством тембра. Предприимчивые дельцы, зная о высокой цене скрипок Страдивари, с завидной регулярностью предлагают купить у них подделки…

Все cвои скрипки Страдивари метил одинаково. Его клеймо – это инициалы А.S. и мальтийский крест, помещённые в двойной круг. Подлинность скрипок может подтвердить лишь очень опытный эксперт.

%D0%A1%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%BE %D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BE %D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8 %D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%BC

Некоторые факты из биографии Страдивари

Место и точная дата рождения небезызвестного итальянского скрипача-мастера Антонио Страдивари точно не установлены. Предположительные годы его жизни – с 1644 по 1737. Отметка «1666 год, Кремона» на одной из скрипок мастера даёт основание говорить, что в этом году он жил в Кремоне и был учеником Николо Амати.

Сердце гениального Антонио Страдивари остановилось 18 декабря 1737 года. Предположительно, он мог прожить от 89 до 94 лет, создав около 1100 скрипок, виолончелей, контрабасов, гитар и альтов. Однажды он изготовил даже арфу.

Почему неизвестен точный год рождения мастера? Дело в том, что в Европе XVII века царила чума. Опасность заражения вынудила родителей Антонио укрыться в родовом селении. Это и спасло семью. Также неизвестно, почему в 18-летнем возрасте Страдивари обратился к Николо Амати, скрипичному мастеру. Возможно, подсказало сердце? Амати сразу же увидел в нём гениального ученика и взял его к себе в подмастерье.

Трудовую жизнь Антонио начал с разнорабочего. Затем ему доверили работу по филигранной обработке дерева, работу с лаком и клеем. Так ученик постепенно и познавал секреты мастерства.

b6a5d68d8013c180baff2c593b03139d

О жизни великого мастера сохранилось не так много сведений, ведь поначалу он был малоинтересен летописцам — Страдивари ничем не выделялся среди других кремонских мастеров. Да и человек он был замкнутый. Лишь потом, когда он прославился как «супер-Страдивари», его жизнь стала обрастать легендами. Но известно совершенно точно: гений был невероятным трудоголиком. Он изготавливал инструменты вплоть до самой смерти в 90 с лишним лет…

Считается, что всего Антонио Страдивари создал около 1100 инструментов, включая скрипки. Маэстро был поразительно продуктивен: он выпускал по 25 скрипок в год. Для сравнения: современный активно работающий мастер, изготавливающий скрипки вручную, выпускает ежегодно всего 3-4 инструмента. Но дошли до наших дней только 630 или 650 инструментов великого мастера, точное число неизвестно. Большинство из них — скрипки.

В чём секрет скрипок Страдивари?

Современные скрипки создаются при помощи самых передовых технологий и достижений физики — а звук всё равно не тот! Триста лет ведутся споры о таинственном «секрете Страдивари», и каждый раз учёные выдвигают все более и более фантастические версии. По одной из теорий, ноу-хау Страдивари в том, что он владел неким магическим секретом лака для скрипок, который придавал его изделиям особенное звучание. Легенды гласят, что эту тайну мастер узнал в одной из аптек и усовершенствовал рецепт, добавив в лак крылышки насекомых и пыль с пола собственной мастерской.

Ещё одно предание гласит, что кремонский мастер готовил свои смеси из смол деревьев, росших в те времена в тирольских лесах и вскоре начисто вырубленных.

Учёные не оставляют попыток понять, чем же обусловлена чистая уникальная звучность страдивариевских скрипок. Профессор Джозеф Нагивари (США) утверждает, что для сохранности древесины клён, используемый знаменитыми скрипичными мастерами XVIII века, подвергался химической обработке. Это и влияло на силу и теплоту звука инструментов. Он задался вопросом: могла ли обработка против грибков и насекомых обусловить такую чистоту и яркость звука уникальных кремонских инструментов?

Некогда был проанализирован лак, которым покрыты инструменты Страдивари. Выяснилось, что его состав содержит наномерные структуры. Получается, что ещё три столетия тому назад создатели скрипок опирались на нанотехнологии? Был проведён интересный эксперимент. Сравнивали звучание скрипки Страдивари и скрипки, изготовленной профессором Нагивари. 600 слушателей, из них 160 музыкантов, провели оценку тона и силы звука по 10-бальной шкале. В результате, скрипка Нагивари получила более высокие оценки.

Однако, были и другие исследования, в ходе которых выяснили, что лак, используемый Страдивари, ничем не отличался от того, что использовали в ту эпоху мебельщики. Многие же скрипки вообще были покрыты заново лаком при реставрации в XIX веке. Нашёлся даже безумец, решившийся на святотатственный эксперимент — полностью смыть лак с одной из скрипок Страдивари. И что же? Скрипка не стала звучать хуже.

Vieuxtemps%20Guarneri %20World%27s%20Most%20Expensive%20Musical%20Instrument

В свою очередь изготовители скрипок и музыканты также не признают, что волшебство звучания их инструментов обусловлено химией. И в качестве доказательства их мнения свидетельствуют результаты ещё одних научных исследований. Так, учёные Массачусетского технологического института доказали, что особенный «мощный» звук скрипок Антонио Страдивари был вызван случайной ошибкой в ходе производства этих инструментов.

Как передает The Daily Mail, исследователи поняли, что столь необычное глубокое звучание скрипок знаменитого на весь мир итальянского мастера вызвана F-образными отверстиями — эфами. С помощью анализа множества других инструментов Страдивари ученые сделали вывод, что эта форма изначально была воспроизведена по ошибке. Один из исследователей Николас Макрис поделился собственным мнением: «Вы режете по тонкому дереву и не можете избежать несовершенства. Форма отверстий в скрипках Страдивари отклоняется от традиционной для XVII–XVIII веков на 2%, но это похоже не на ошибку, а на эволюцию».

Бытует также мнение, что никто из мастеров не вкладывал в свою работу столько труда и души, сколько Страдивари. Ореол тайны придаёт изделиям кремонского мастера дополнительное очарование. Но учёные-прагматики не верят в иллюзии лириков и давно мечтают поделить волшебство чарующих скрипичных звуков на физические параметры. Во всяком случае, в энтузиастах точно недостатка не ощущается. Нам остаётся только ждать того момента, когда физики достигнут мудрости лириков. Или наоборот…

%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BE %D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8

Говорят, в мире каждые две недели кто-нибудь да «открывает» тайну Антонио Страдивари. Но на самом деле за 300 лет секрет величайшего мастера так и не удалось разгадать. Только его скрипки поют, словно ангелы. Современной науке и новейшим технологиям не удалось достичь того, что для кремонского гения было всего лишь ремеслом.

Источник

userinfo v8netrmed

Об этом нужно знать

Секреты скрипок Страдивари

470690 original

В 1655 году Антонио был всего одним из многочисленных учеников лучшего в Италии скрипичных дел мастера Николо Амати.

Будучи в то время всего лишь мальчиком на побегушках у прославленного мастера, Страдивари искренне не понимал: почему мясник в ответ на записку синьора присылает тому кишки.

В возрасте 60 лет, когда большинство людей уже уходят на заслуженный отдых, Антонио разработал модель скрипки, которая и принесла ему бессмертную славу.

Ученые предполагают, что Страдивари использовал высокогорные ели, росшие при необычно холодной погоде. Такое дерево имело повышенную плотность, что и придавало отличительное звучание инструментам, из него изготовленным.

Страдивари, бесспорно, для своих инструментов выбирал древесину только высочайшего качества: хорошо просушенную, выдержанную. Особая ель шла на изготовления деки, клен использования для дна. Кроме того, чурки он разделывал не на доски, а на секторы: получались «апельсиновые дольки». К такому выводу исследователи пришли, опираясь на расположение годичных слоев.

Рассказывали, что тайну лака Страдивари узнал в одной из аптек и усовершенствовал рецепт, добавив в него «крылышки насекомых и пыль с пола собственной мастерской».

Еще одно предание гласит, что кремонский мастер готовил свои смеси из смол деревьев, росших в те времена в тирольских лесах, а позже начисто вырубленных.

На самом деле, все довольно прозаично: ученые выяснили, что лак, которым Страдивари покрывал свои знаменитые скрипки, ничем не отличался от того, что использовали в ту эпоху мебельщики.

При этом многие инструменты вообще были заново «перекрашены» при реставрации в XIX веке. Был проведен даже рискованный эксперимент: с одной из скрипок едкими смесями смыли лак. Инструмент потускнел, облез, но звучать хуже не стал.

У Страдивари была особенная манера выдалбливать деки, уникальный рисунок отверстий, характерный обвод внешних линий. Историки утверждают, что среди известных в наши дни скрипок нет двух в точности одинаковых по рельефу и звуку.

В попытке повторить успех Страдивари мастера шли на крайние меры: вскрывали старую скрипку и по ней делали десять новых, до мельчайшей детали воспроизводя форму. Так, в СССР в 1930-1950-х годах проводились научные исследования скрипок Страдивари с целью наладить производство аналогичных инструментов на автоматических линиях. Наиболее удачные экспериментальные инструменты оказались вполне сравнимы с инструментами Страдивари по звучанию.

Самые удачные подражания, полагают специалисты, на счету Симона Фернандо Саккони. Этот итальянский мастер смычковых инструментов, творивший в первой половине XX века, при создании инструментов использовавший модель Антонио Страдивари и добился прекрасных результатов.

Талант ученого и резчика

Страдивари владел интуицией ученого, ловкими руками резчика-краснодеревщика, острым глазом художника, тонким слухом музыканта. И все это, тысячекратно умноженное неиссякаемым трудолюбием, он вложил в свои творения. Может быть, именно в таланте мастера сокрыта тайна звучания его инструментов?

Скрипки Антонио Страдивари содержат различные сочетания алюминия, меди и цинка. Вероятно, мастер окунал дерево в некий раствор, помогавший инструментам пройти через века. Об этом свидетельствует исследование профессора по химии Тайваньского университета Хван Чинг Таи.

Специалисты обследовали скрипки на молекулярном уровне. Однако не смогли определить, насколько специальное покрытие влияет на тембр и качество звучания. Ясно было только одно: в XVII веке Страдивари обладал необычайными для того времени знаниями по химии. Установлено, что инструменты были обработаны сложным минеральным составом. Причем, консервант использовался для вымачивания древесины длительное время.

Сравнительный анализ показывает, что к химической обработке древесины не прибегали и в XVIII и XIX веках. Сегодня при создании скрипок исходное сырье сушится на воздухе в течение нескольких лет. Страдивари был одним и немногих мастеров в Кремоне, который пользовался специальными растворами. Эта техника, скорее всего, была утрачена. Воспроизведение уникального состава позволило бы вдохнуть новую жизнь в современные музыкальные инструменты.

Версию тайваньских исследователей подтверждает Джозеф Наджияри из университета в Техасе. Он считает, что дерево скрипок Страдивари покрывалось защитным составом от древесных вредителей, содержащим различные химические элементы, в том числе боракс, используемый египтянами для бальзамирования мумий.

Источник

Скрипка Антонио Страдивари — мифы и легенды идеального звука

Скрипка Страдивари известна во всем мире как легендарный инструмент. Играть на нем — мечта каждого музыканта, и только лучшим музыкантам посчастливилось приблизиться к одному из 450 существующих на сегодняшний день инструментов.
Создателем этих уникальных музыкальных инструментов был Антонио Страдивари, скрипач, живший в итальянском городе Кремоне между 1644 и 1737 годами. Он прославился созданием струнных музыкальных инструментов — альтов, скрипок, виолончелей, арф и гитар, обрабатывая их специальной техникой, тайну которой мы до сих пор не знаем во всех подробностях, и которую после него никому не удалось воспроизвести.

Секрет создания скрипок Страдивари

Stradivari violino Cremona

Своей уникальностью работы Антонио Страдивари обязаны качеству строения и безупречному звучанию. Сегодня считается, что за свою долгую карьеру, а музыкант дожил до 93 лет, знаменитый мастер скрипок Страдивари изготовил 1116 инструментов, 960 из которых были скрипки.
После смерти Страдивари появилось бесчисленное множество теорий о секретах, которые могут скрывать эти драгоценные коллекционные инструменты. Группа исследователей Кембриджского университета проанализировала некоторые фрагменты виолончели 1711 года, придя к выводу, что определяющим элементом была особенность используемого лака, полученного из вулканического пепла Кремонской области. По словам группы ученых из Техасского университета A&M College Station, загадка скрипок Страдивари хранится в особом покрытии инструментов микро кристаллами минералов. Исследователи из M.I.T. Бостона выдвинули гипотезу о том, что безупречное и уникальное звучание Страдивари происходит благодаря вытянутой форме «f» отверстий на верхней деке.

Известно, что для улучшения прочности дерева скрипач использовал смесь калия, кремния и угля, что придавало натуральному материалу стекловидную структуру и делало его особо устойчивым. Последующие исследования, проведенные учеными из Национального университета Тайваня с помощью спектроскопического анализа, опубликованные в “Proceedings of the National Academy of Sciences”, показали, что древесина легендарного Страдивари содержала алюминий, кальций, медь, натрий, калий и цинк.

Интересные факты о создании скрипок Страдивари

Stradivari violino

Для создания своих инструментов скрипичный мастер Страдивари использовал ель из Валь-ди-Фьемме для верхней деки и балканский клен для создания нижней деки, грифов и остальных деревянных частей. Ученым удалось установить, что древесина растений, выросших в период с 1645 по 1717 год, была особенно подходящей для изготовления инструментов, так как более низкие температуры и атмосферные осадки, характерные тому историческому периоду, способствовали меньшему фотосинтезу растений, что выражалось в идеальной прочности и компактности древесины.
Легенда также гласит, что у Страдивари был весьма оригинальный способ выбора подходящего дерева. Он перекатывал бревна, слушая их натуральное звучание. Целью его было добиться, с помощью своих созданий, акустического звучания, сходного человеческому голосу.

Сколько стоит скрипка Страдивари

Stradivarius

Постоянные научные открытия и легенды, переходящие из поколения в поколение, подтверждают неугасимый интерес к творениям великого мастера. Цена работ Страдивари составляет немалые миллионы американских долларов. Одним из таких инструментов являетсяальт “McDonald”, стоимостью 45 миллионов долларов, названный так в честь своего первого покупателя, одноименного барона. Известной считается так же одна из самых дорогих скрипок Страдивари — скрипка “Lady Blunt”, проданная на аукционе в 2011 году за 15,9 миллионов долларов или виолончель “Duport”, названная в честь виолончелиста Жан-Пьера Дюпорта. Эта виолончель связана так же с еще одной легендой: после того как ее владелец в 1812 году разрешил Наполеону Бонапарту на ней поиграть, император, весьма небрежно обратившись с инструментом, оставил на нем вмятину от шпоры своего сапога. Стоимость виолончели на сегодняшний день составляет около 20 миллионов долларов.

Самая знаменитая скрипка Страдивари

messia 1716

Среди всех скрипок, созданных Антонио Страдивари, самой ценной считается «Мессия». Говорят, что при жизни Страдивари она была его любимицей и находилась при нем всегда. Особенность ее в том, что, несмотря на свои 300 лет, скрипка сохранилась практически идеальной и кажется, что только вчера вышла из под рук мастера. За всю свою историю инструмент оставался практически нетронутым, на нем мало играли и в течении всего времени с момента своего создания он существовал как «коллекционный предмет».

Страдивари создал эту скрипку в 1716 году, название «Мессия» она получила только спустя 150 лет. После смерти маэстро скрипка сначала переходила по наследству, а затем за ней стали охотиться коллекционеры. Так, она попала в руки Луиджи Таризио. Это был известный торговец и коллекционер, который стремился купить лучшие струнные инструменты в Лондоне и в Париже. Об этой скрипке он говорил, что «ею можно восхищаться только стоя перед ней на коленях». Однажды, знаменитый французский скрипач тех времен Жан Дельфин Алард, не выдержав, высказался другу коллекционеру : «Ваша скрипка как иудейский Мессия — все ее ждут, а она не появляется».

Последними владельцами скрипки была семья Хиллов. Приобретя «Мессия» в 1904 году они подарили ее музею Ашмола в Оксфорде (Великобритания) в 1939-м и с тех пор она находится там. Главными условиями передачи скрипки музею была обязанность демонстрировать инструмент в качестве наглядного пособия для скрипичных мастеров, никогда на ней не играть и не передавать в другие руки.

Где можно увидеть скрипку Страдивари

museo del violino

Итальянский город Кремона на севере Италии, в котором родился и создавал свои творения великий мастер, еще со времен эпохи возрождения считается мировой столицей скрипичного производства. Помимо Страдивари здесь создавал свои шедевры скрипичные мастера Андреа Гуарньиери, Никола Амати и Франческо Руджери. О вековых музыкальных традициях Кремоны говорят многие факты. Здесь родился Клаудио Монтеверди, создатель первой оперы в 1607 году, здесь находится Академия скрипичного исполнительского искусства имени Вальтера Стауффера. На сегодняшний день здесь работают больше 180 скрипичных мастерских. Здесь находится международная школа по изготовлению струнных музыкальных инструментов и проходит крупнейшая музыкальная выставка Cremona Musica International Exhibitions and Festival.

Весь этот музыкальный капитал лег в основу создания в Кремоне Музея Скрипки. Музей расположен в Доме Искусства (Palazzo dell’Arte), который был полностью отреставрирован Фондом Арведи. Скрипичное наследие музея уникально во всем мире: здесь хранятся ценные струнные инструменты величайших мастеров классической эпохи, инструменты периода поздних кремонских и итальянских традиций, образцы победителей конкурсов по изготовлению скрипок, проводимых с 1976 года Институтом струнных инструментов и в последнее время фондом Страдивари. Так же в музее находятся ценные реликвии из мастерской Антонио Страдивари (рисунки, модели, формы, инструменты), которые, к счастью, сохранились и были подарены городу Кремоне в 1933 году скрипичным мастером Джузеппе Фьорини.

Экспозиция нового музея так же рассказывает о происхождении и истории скрипки, о системах строения струнных инструментов и их технических и акустических особенностях, о судьбах самых важных семей кремонских скрипичных мастеров и о распространении кремонской скрипки по всему миру.

Где можно услышать скрипку Страдивари

audizione museo del violino

Кроме представленной постоянной экспозиции дорогих экспонатов знаменитых скрипичных мастеров, в музее постоянно проводятся многочисленные музыкальные инициативы. Здесь, в уникальном концертном зале Аудиториума Джованни Арведи, проходят концерты, на которых лучшие музыканты города играют на коллекционных инструментах музея

Аудиториум Джованни Арведи заслуживает особого внимания: это настоящее чудо акустической инженерии. Концертный зал, рассчитанный на 450 мест, поражает уникальным «эмоциональным» дизайном. Но главным новшеством аудиториума является акустика зрительного зала, спроектированного при содействии японского инженера и специалиста по акустике Ясухиза Тойота. Она достигла такого уровня совершенства, что позволяет использовать зал в качестве студии звукозаписи.

Источник

Тайны маэстро Страдивари

1623653154130368885

Произведений этого мастера сохранилось шестьсот. Крупнейшие музыканты с мировым именем мечтают иметь у себя хотя бы один инструмент, сделанный его удивительными руками. Рыночная цена изделий мастера давно уже перевалила за миллион долларов. И всё это ради скрипок. Скрипок Антонио Страдивари.

Триста лет они не дают покоя любителям музыки, виртуозам, перекупщикам, историкам искусства, маньякам. Скрипки Страдивари имеют подчас столь извилистую судьбу, которой позавидуют герои авантюрных романов. Они бесследно исчезали и неожиданно появлялись из ниоткуда, их находили на старых чердаках и они погибали в огне, разбивались вместе со своими владельцами в авиакатастрофах, их похищали бесчисленное количество раз. Некоторые из инструментов никогда не бывали в руках у настоящих музыкантов, оставаясь дорогостоящими игрушками богатых фетишистов.

А нам остаётся лишь теряться в догадках, разбираясь с невероятным количеством романтических легенд, официальных небылиц и противоречивых версий, имеющих отношение к «секретам» Антонио Страдивари.

Чаще всего упоминаются три элемента, отличающие его инструменты от инструментов других мастеров. Это, прежде всего, «поющее дерево», затем золотистый лак и, в довершении, технология сборки. Три загадки, которые пока не по зубам спектральному анализу, всепроникающим рентгеновским лучам и супермощным компьютерам. Техника пасует перед талантом рук человеческих. Иногда такое случается.

1623653185226057104

После того, как маэстро по только ему известным критериям отбирал подходящий материал и вырезал из него деки, гриф и душку, наступала очередь лака. Домыслов и фантазий на счет лакового покрытия ничуть не меньше. Неизвестны ни рецептура его, ни количество слоёв, нанесенных на скрипку, ни даже то, как он наносился на поверхность. Зато точно установлено, что лак Страдивари не закрывал ни одной черточки в рисунке древесного слоя, восстанавливал и каким-то чудесным образом консервировал поры дерева, позволяя ему «дышать», что многократно увеличивало вибрацию корпуса скрипки.

В числе компонентов легендарного лака Страдивари называют: ализарины, канифоль, прополис, эфирное масло, пуццулану, золу, пчелиный клей, сок растений семейства молочайных, шеллак. Но сколько бы химики не смешивали и не растирали приведенные выше компоненты ничего похожего на лак Страдивари не получается. Это какое-то наваждение: сотни экспериментов, современнейшая техника, а результатов никаких. Гений итальянского мастера, жившего три столетия назад, оказывается недоступным объяснению с точки зрения современной науки. Любопытнейший парадокс!

Итальянцы самозабвенно гордятся своим божественным и непревзойдённым соотечественником. На памятной доске в Кремоне (родине маэстро) выбиты следующие слова: «Здесь жил Антонио Страдивари, вознесший скрипку на самую высокую ступень совершенства, мастер, не знавший соперников в своём искусстве, давший Кремоне нетленное имя».

Источник

Раскрыт секрет скрипок Страдивари

pic ba76b98c2c472affb66f6d5dc7c0aabe

Ученые нашли объяснение уникальному звучанию скрипок Антонио Страдивари. По их мнению, секрет музыкальных инструментов кроется в их химическом происхождении, пишет Daily Mail.

Новое исследование провели ученые из Тайваньского национального университета и Техасского университета A&M. В нем также поучаствовал Джозеф Нагивари, предположивший еще 40 лет назад, что звучание скрипок Страдивари и другого мастера кремонской школы Джузеппе Гварнери связано с химией.

Специалисты установили, что для защиты инструментов от паразитов, древесину для изготовления скрипок покрывали специальным химическим составом. Ученые объяснили, что в него входили квасцы, бура, медь, известковая вода (или раствор гидроксида кальция), а также цинк.

«Возможно, мастера поняли, что используемые ими соли придавали дереву дополнительную механическую прочность и акустические достоинства. Свои методы они хранили в секрете, поскольку тогда еще не было патентов», — подчеркнул Нагивари.

Ученый заключил, что следует провести еще несколько исследований, чтобы установить конкретное влияние химических веществ на звучание музыкальных инструментов.

Ранее музыкантам не удалось отличить скрипки Страдивари от современных инструментов в ходе «слепого теста». Музыкантов также просили определить возраст инструмента, на котором они играли.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Значения слов и выражений
Adblock
detector