в чем уникальность повести временных лет

«Повесть временных лет», краткий анализ

Вы будете перенаправлены на Автор24

История создания

«Повесть временных лет» представляет собой наиболее ранний из дошедших до нашего времени памятников исторической древнерусской письменной хроники. Эта летопись датируется примерно XII веком. Летопись была составлена в Киеве, на сегодня есть несколько редакций летописи с незначительными несоответствиями в тексте.

Это произведение названо по первой его фразе «Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть».

Считается, что автором «Повести временных лет» является монах Киево-Печерской лавры по имени Нестор. Нестор был известным агиографом XI-XII веков. В XVIII веке ученые считали, что Нестор был первым русским летописцем, а «Повесть временных лет» – первая древнерусская летопись. Однако позже ученые пришли к выводу, что были и более ранние древнерусские литературно-исторические источники.

Следует отметить, что на сегодняшний день не сохранилась «Повесть временных лет» в виде отдельной книги. До наших дней дошла вторая редакция летописи в тексте Лаврентьевской летописи и третья редакция в тексте Ипатьевской летописи.

Источником для автора первой редакции послужили предания, народные песни, устные рассказы современников, некоторые письменные агиографические документы.

По мнению русского историка и лингвиста А.А. Шахматова первая редакция «Повести временных лет» была написана монахом Нестором примерно в 1110-1112 годах, вторая редакция была написана игуменом Сильвестром в 1116 году, третья редакция была составлена по просьбе новгородского князя Мстислава Владимировича в 1118 году.

Каткое содержание

В повести охвачен период истории, начиная с библейских времен и до 1117 года. Начинается повествование с времен Ноя. У Ноя было трое сыновей: Сим, Хам, Иафет. Ной разделил между ними землю. Иафет стал прародителем варягов, немцев, русов, шведов. Изначально все люди составляли единый народ, но после вавилонского столпотворения человечество поделилось на народы. Прародиной славян считалась территория по берегам реки Дунай, в районе Венгрии, Иллирии и Болгарии. Из-за нападения предков восточно-романских народов славяне вынуждены были переселиться. Часть славян ушла на Вислу, другая — к Днепру, к Двине и озеру Ильмень.

Готовые работы на аналогичную тему

Это расселение происходило во время жизни апостола Андрея, в летописи упоминается о том, как он гостил у славян на озере Ильмень.

Вскоре был основан город Киев, он был так назван в честь князя Кия. Другими древними городами названы Новгород и Смоленск.

852 (6360 от сотворения мира) год – первая упомянутая дата в летописи. С этого момента начинает употребляться название Русская земля. Так же рассказывается о том, как русы впервые прибыли в Константинополь. Вскоре восточная Европа была поделена между варягами и хазарами. Варяги брали дань со словен, кривичей, веси, мери и чуди. Затем северные славяне призвали варягов для управления их племенами. Основателями русской земли считаются три брата варяга по имени Рюрик, Трувор, Синеус. Рюрик стал князем в Ладоге, Трувор в Изборске, а Синеус в Белоозере. Через некоторое время Рюрик стал править один на всей Русской земле. Он основал Новгород, так же поставил своих людей в Муроме, Полоцке и Ростове. В Киеве в это время было другое русско-варяжское государство, там правили варяги Аскольд и Дир.

В 882 году Олег, приемник Рюрика, захватил Киев, Смоленск и Любеч и таким образом объединил эти два государства.

Позже древляне убили Игоря, и править стала его жена Ольга, которая была регентом при своем сыне Святославе, после того как юноша вырос он унаследовал трон. Святослав воевал против вятичей, ясов, касогов, хазар и греков. Возвращаясь из похода, он попал в ловушку печенегов и погиб.

После Святослава на Руси начал править Ярополк. Во время правления этого князя было много междоусобиц. Ярополк погиб от рук своего брата Владимира. Владимир принял христианство.

После того как Владимир умер, к власти пришел Святополк. Позже он был свергнут своим братом Ярославом. После смерти Ярослава русское государств опять распадается. В Киеве правил Изяслав, в Чернигове Святослав, во Владимире Игорь, в Переславле Всеволод, в Тмутаракани Ростислав. В усобице верх одержал Всеволод. После смерти Всеволода Киевом стал править Святополк, а после него к власти пришёл Владимир Мономах.

Литературный анализ

«Повесть временных лет» была создана для того, чтобы показать какое место русский народ занимал среди других народов мира. Автор рассказывает нам о зарождении русской земли. В этом произведении присутствует как эпическое, так и поэтическое описание исторических событий. Данное произведение является как историческим, так и поэтическим памятником древней Руси. Автор использует такие методы передачи событий, что поэтическое и историческое начало находятся в постоянном взаимодействии на страницах этой летописи. Это произведение было создан на основе устных рассказов. В связи с этим в «Повести временных лет» используется сжатый, но в то же время яркий и выразительный язык. В основе повести лежит историческое начало, в то время историзм предполагал идеализацию, поэтому в произведении читатель не найдет психологического портрета героев, не увидит их характер. Однако в летописи мы явно видим оценку автора относительно описываемых им событий.

Отличительной чертой «Повести временных лет» является нетипичный для того времени выразительный поэтичный слог. О6разная речь включает в себя частое обращение к прямой речи, к пословицам и поговоркам. В летописи присутствует много церковнославянской лексики и русской разговорной лексики. Летопись воспроизводит ту речь и тот язык, который был в обиходе в то время.

Особенность «Повести временных лет» заключается в том, что это произведение помогло связать историю Русской земли с мировой историей. Данная летопись представляет собой памятник культурной жизни русского народа. «Повесть» оказала большое влияние на русскую литературу многих периодов. Сюжеты из летописи были взяты многими поэтами и писателями.

Источник

Повесть временных лет: история написания и главные события из произведения

kniga

Повесть временных лет – это летопись, созданная в Киеве в начале XII века. Это первая в Киевской Руси историческая и литературная достопримечательность. В первоначальном виде летопись до нас не дошла, но была переписан в начале ХV века и сохранилась в нескольких копиях.

В Древнем рукописном произведении Нестор Летописец рассказывает о:

крещении княгини Ольги;

истории православия на Руси в важнейших моментах его становления;

историю восточных славян и княжеской власти;

возникновения славянской письменности.

Нравится изучать Киевскую Русь? Другие периоды истории Украины не менее интересные. Например, подробнее об украинских землах в XVI веке читайте в учебнике по истории Украины за 8 класс В.С. Власова.

До сих пор не известно, когда на Руси началось летописание. Однако среди ученых популярная гипотеза академика А. Шахматова, согласно которому в 1034-1044 гг. было составлено древнейшее Киевское летописное сведение. В нем содержалась информация о становлении Руси и ее крещении. Около 1073 года в Киево-Печерском монастыре было завершено Первое Киево-Печерское сведение. И уже позже, в 1093-1095 гг., на основе этого сведения было заключено еще одно, которое в свою очередь стало основой для произведения Нестора.

Существует легенда, что Нестора отправили послушником разбирать и упорядочивать рукописи. Он увидел хаос в хронологии событий и решил все упорядочить и дописать свои сведения, очевидцем которых был.

Существовали две редакции «Повести временных лет». Вторую создал игумен Выдубицкого монастыря Сильвестр по заказу Владимира Мономаха в 1116 году. Третью написал неизвестный книжник по заказу сына Владимира Мстислава Мономаха. Удачной принято считать именно редакцию Нестора Летописца.

Оригинал «Повести временных лет» до нашего времени не сохранился, однако известны поздние списки XIV-XV века – это переписаны варианты из других источников. Древнейшими считают Лаврентьевский (1377) и Ипатьевский (XV в.) списки. Первый получил свое название от имени переписчика – монаха Лаврентия, а другой был найден в Ипатьевском монастыре.

По образцам «Повести временных лет» сложились Киевский (о событиях XII в.) и Галицко-Волынский летописи (о событиях XIII в.). В совокупности три летописи называют «Летописью русской», где рассказывается о событиях времен Киевской Руси.

Если вам нужно выполнить домашнее задание или написать контрольную работу, то ищите уже все написанное в разделе «ГДЗ и решебники по истории Украины 7 класс».

kniga

Летопись создавалась на протяжении многих лет различными творцами, но в начале XII века завершил, упорядочил и дал название произведения монах Киево-Печервського монастыря – Нестор, который также является автором Жития св. Феодосия и «Чтения о Борисе и Глебе». В позднем Хлебниковском списке XVI века упоминается о Несторе-летописце: «Повести врѣменных лѣт Нестера черноризца Феодосьева манастиря Печерьскаго […]».

Что касается биографии автора летописи, то родился Нестор-летописец в 1056 году в Киеве. В 17 лет он пришел в Киево-Печерскую лавру послушником. Принял его основатель монастыря преподобный Феодосий. Вскоре юноша превзошел величайших старцев и сделал книжное дело содержанием всей своей жизни. Во время пострига в монахи Нестор был удостоен сана иеродиакона.

Преподобный Нестор принадлежал к самым образованным людям Киевской Руси конца XI-начала XII века. Он имел исключительные способности к истории, литературе и в совершенстве владел греческим языком.

unnamed1

В «Повести временных лет» перед историей о принятии христианства в 988 году князем Владимиром рассказывается о «выборе веры». Больше всего акцентируется внимание именно на византийском христианстве, а об исламе, иудаизме и других верах упоминается редко. Впоследствии Владимир разослал посланцев в разные страны, чтобы окончательно убедиться в верности выбора.

Или это щедрые дары Византии убедили князя, или то, что его бабушка Ольга была христианкой, но было решено, что Русь нужно крестить. После того, как Владимир захватил греческий город Корсунь, он отправил послов в Византию с просьбой жениться на сестре императора Василия II. Иначе – пообещал взять в осаду город и пытать жаждой и голодом.

Цари византийские были растеряны. Они говорили, что не отдадут христианскую сестру за язычника, и предложили Владимиру креститься. Тогда князь ответил: «Я крещусь, ведь и до этого мне вера ваша нравилась, и мужи мои, посетив вас, остались в восторге».

Крестился Владимир в церкви святой Софии, стоявшей в центре города Корсунь. Впоследствии князь прибыл в Киев, велел сбросить всех языческих идолов, порубить и сжечь. Владимир действовал решительно: он созвал всех жителей Киева в Днепр, а того, кто не пришел, считал своим противником.

«На другой день вышел Владимир с попами на Днепр, и сошлось людей без счета, и влезли они в воду и стояли – те к шее, а вторые – к груди. Дети же (не отходили) от берега, а другие младенцев держали. Взрослые же бродили, а попы, стоя, молитвы творили».

После этого Владимир начал строить церкви и храмы по всей Руси и крестить людей по всем городам и селам. Первой каменной церковью Киевской Руси считают Десятинную, которую разрушили монголы в 1240 году.

Интересует больше узнать о реформах других князей? Тогда выбирайте учебник в разделе «Учебники по истории Украины за 7 класс» и узнавайте интересную информацию!

34ccce7j58ef9ulokm1y

В «Повести временных лет» рассказывается о племени полян, которое было самым умным среди других племен. И были три брата-поляны Кий, Щек, Хорив и их сестра Лыбидь.

«Сидел Кий на горе, где теперь Боричев спуск. Щек сидел на горе, которая называется ныне Щекавицей. Хорив – на третьей горе, от него она прозвалась Хоревицей. И построили они город во имя старшего брата и назвали его Киев. Был круг города лес большой, и ловился там всякий зверь».

Олег Вещий впервые упоминается в летописи в связи со смертью Рюрика: «Умер Рюрик. Княжение свое он передал Олегу, что был с его рода, отдав ему на руки сына своего Игоря, ибо был очень мал».

В 907 году пошел Олег на Константинополь. Тогда он впервые поставил корабли на колеса, с попутным ветром поставили паруса и пошли со стороны моря в город. Далее подается первый текст торгового договора Киевской Руси с греками.

Согласно «Повести временных лет», в 912 году Олег заключил вторую торговое соглашения с греками и умер от собственного коня. А подробнее узнать о легенде о смерти князя Олега вы сможете благодаря учебнику по истории Украины 7 класс В.С. Власова.

3. Месть княгини Ольги древлянам

Мужчину княгини Ольги – князя Игоря Рюриковича – убили древляне из-за непомерного сбора дани. После этого древляне захотели отдать Ольгу замуж за князя Мала и послали 20 мужей в Киев. Когда пристали древляне к берегу под Боричевым спуском, тогда Ольга сказала, что им сделают большую честь, понесут в лодках на гору, а сама велела выкопать большую и глубокую яму во дворе. Понесли их в лодке и принесли во двор к Ольге. Тогда княгиня велела засыпать их живыми.

Второй раз древляне послали своих мужей. Ольга велела приготовить им омовение, говоря так: «Помывшись, придите ко мне». Они начали мыться, как за ними закрыли печь. И в том огне сгорели все.

7777

Понравилось читать об истории Украины? Вы можете еще и слушать и просматривать ее! Переходите в раздел «Онлайн уроки за 7 класс по истории Украины» и изучайте такие темы, как «Кревская уния», «Инкорпорация русских удельных княжеств», «Галицко-Волынская держава» и многие другие.

Источник

Анализ повести временных лет

Культура в древнерусском государстве стала активно развиваться после христианизации. Основной задачей архитектуры, живописи и литературы того периода было обучение русского народа христианской вере, ее устоям и правилам.

Летопись как художественный жанр

Одним из основных жанров в литературе была летопись. В Европе такого рода произведения называются «хрониками». В летописи повествование идет по годам. За основу берется какая-то законченная история. Древнерусские летописцы добавляли в свои произведения не только хронологические события, но и повести, притчи, библейские истории, предания, а в конце делали свое заключение. Таким образом, получался целый летописный свод. Однако летописцы не включали в свою работу истории о простых людях или бытовых происшествий. В летописях описывали только значимые события в истории, либо же повествовали о выдающихся личностях.

Создание «Повести временных лет»

Одной из самых значимых летописей на Руси является «Повесть временных лет». В ней изложена история объединения славян, описываются первые правители, и важнейшие события до XII века. Автором летописи был монах Нестор. Его литературный талант, широкий кругозор и образованность помогли создать не просто художественное произведение, а целую историю Руси. Грамотно изложенные факты, дополняются фольклорными элементами и представляют собой выдающийся памятник древнерусской литературы.

«Повесть временных лет» имеет несколько переписанных образцов. Оригинал был написан монахом Нестором в начале XII века в Киево-Печерской лавре. Отсюда и ее второе название «Нестерова летопись». К сожалению, до наших дней оригинал не сохранился. Но были созданы две копии: Лаврентьевская и Ипатьевская.

Лаврентьевская летопись (1337 год) получила название честь ее автора монаха Лаврентия. Он написал ее по приказу Суздальского Великого князя Дмитрия Константиновича. В этот сборник автор помимо «Повести временных лет» добавил также «Суздальскую летопись», хронология которой доходит до начала XIV века.

Ипатьевская летопись (начало XV века) находится в Костроме в Ипатьевском монастыре отсюда и ее название. В нее также добавлено несколько летописей, и повествование доходит до 1202 года.

«Повесть временных лет» по праву считается одним из главных и первых летописных сводов. В ней описывается история образования русского государства, военные столкновения, рассказываются легенды и предания славян. Эта летопись является основным источником информации о формировании древнерусского государства. Сведения о первых русских князьях, их жизненный путь и управление Русью стали главной темой в «Повести временных лет». В летописи можно выделить, как самостоятельные тексты несколько рассказов: о набегах печенегов, о Мудрой княгине Ольги, о невероятной смерти князя Олега и другие.

Идейное содержание летописи

Основной идеей «Повести временных лет» было призвать славян к объединению и положить конец княжеским распрям. Монахи Киево-Печерской обители невольно стали историками и нравственными учителями. Русский народ представляется как единое крепкое государство. И вся литература того периода была направлена на нравственное и духовное просветление общества. Его объединение и появление национального самосознания.

Главные герои «Повести временны лет» – первые русские князья. В летописи описываются как героические подвиги князей, так и светская жизнь. Так, например, о Владимире Мономахе говорится, как о талантливом писателе. Известно его уникальное произведение «Поучение детям».

Предание о Вещем Олеге

Особое внимание в летописи уделяется князю Олегу. Он предстает сильным, храбрым и мудрым правителем. Он смог объединить северные и южные племена славян, захватить Киев и создать крепкое государство – Киевскую Русь. Известна и легенда о смерти князя. Так рассказывается о предсказании волхвов Олегу. Они предупредили князя о его смерти от любимого и верного коня. Но несмотря на недоверие, Олег все же приказал увести преданного друга и заботиться о нем до конца его дней. Когда же он узнал о смерти коня, то вспомнил о предостережении и усмехнулся. Находясь на могиле, он наступил ногой на череп, из которого выползла змея, от укуса которой он и погиб. От яда князь скончался. Так было исполнено предначертанное. Этой историей автор хотел показать важность и значение судьбы.

Источник

Реферат по дисциплине: История Отечественного Государства и Права на тему: «Повесть временных лет» как историко-правовой источник.

Кафедра теории и истории государства и права

по дисциплине : История Отечественного Государства и Права

на тему : «Повесть временных лет» как историко-правовой источник.

г. Стерлитамак 2011г

1. Понятие исторического источника. Древнерусские летописи как исторический источник ……………………………………………………………….……. 4

2. Элементы понятийного аппарата текстологической («внешней») критики летописных источников ………………………. ………………….5

3. Древнейшие летописные своды, содержащие Повесть

4. Источники Повести временных лет …. ………………………..7

Несмотря на то, что Повесть временных лет, по существу, представляет собой сборник легенд, сказаний, преданий и повестей, которые посвящены конкретным историческим лицам и событиям она рассматривается как главный источник по начальному периоду русской истории.

Повесть временных лет повествует о таких событиях, как происхождении славян, призвании варягов и образовании государства Русь. Предания, записанные в ней, представляют собой практически единственный летописный источник по формированию и принципам функционирования древнерусского государства в целом и по взаимоотношениям, правам и обязанностям таких институтов этого государства как дружина и князь.

2. Элементы понятийного аппарата текстологической («внешней») критики летописных источников

3. Древнейшие летописные своды, содержащие Повесть Временных лет

4. Источники Повести временных лет

Изучая содержание Повести временных лет в дошедших до нас редакциях (Лаврентьевской и Ипатьевской), мы приходим к выводу, что перед нами памятник компилятивного характера, составленный из ряда отдельных самостоятельных источников. Поэтому оценка Повести временных лет как исторического источника может быть сделана только после анализа ее источников.

Повесть временных лет включила в свой состав многочисленные источники как переводного, так и оригинального характера. Одним из источников Повести временных лет являлась византийская Хроника Георгия Амартола, переведенная на славянский язык уже в X-XI вв. Сравнение славянского текста Хроники Амартола с выпиской из Амартола, помещенной в летописи, обнаруживает почти дословное совпадение. Из той же Хроники Георгия Амартола и ее продолжения, доведенного до 948 г., в состав Повести временных лет попал рассказ о нападении Руси на Царьград в 866 г. при Аскольде и Дире. Та же Хроника легла в основу рассказа Повести временных лет о разделении земли между сыновьями Ноя и ряда других ее известий.

Другим источником Повести временных лет был краткий «Летописец» патриарха Никифора, именуемый в наших рукописях «Летописцем вскоре». «Летописец» Никифора и Хроника Георгия Амартола легли в основание хронологической сетки Повести временных лет для известий IX-X вв.

Повесть временных лет пользовалась и другими источниками переводного характера. К их числу принадлежало житие Василия Нового, очень распространенное в Византии и, переведенное на славянский язык. Из него Повесть заимствовала рассказ о походе Игоря на Царьград в 941 г.

Из другого переводного источника заимствована речь, которую держал «философ», присланный из Византии для обращения князя Владимира.

Еще многочисленнее были памятники оригинального характера, послужившие источниками Повести временных лет. Среди них на первом месте следует отметить договоры Олега и Игоря с Византией. Договоры представляют собой важнейший источник для истории Руси в X в. По-видимому, они первоначально были написаны на греческом языке и потом переведены на славянский, в силу чего отдельные выражения этих документов становятся нам понятными только при восстановлении возможного греческого текста. Договоры могли быть найдены летописцем в архиве великих князей и внесены в летопись как один из древнейших источников по истории Руси.

Кроме письменных памятников, летописец использовал песни и легенды, придав им значение исторических свидетельств.

5. Проблема авторства Повести временных лет

Древнерусские авторы сознательно не пытались быть оригинальными, не «щеголяли» красотой и изяществом или новизной стиля.
Авторское начало в древнерусской литературе приглушено, неявно. Древнерусские книжники не были бережны с чужими текстами. При переписывании тексты перерабатывались: из них исключались или в них вставлялись какие-то фразы или эпизоды, добавлялись стилевые «украшения». Древнерусские книжники редко указывали в рукописях своё имя. Ведь они считали себя не авторами, творцами в современном смысле слова, а лишь исполнителями высшей Божественной воли.
Как правило, авторы упоминают свои имена, только когда это необходимо, чтобы придать повествованию достоверность, документальность.

Одним из наиболее сложных, до конца не разрешенных вопросов изучения Повести временных лет остается проблема «авторства Нестора» и, более широко, выделения авторов отдельных сюжетов и существования различных редакций ПВЛ.

6. Круг важнейших проблем, для изучения которых Повесть временных лет привлекается как исторический источник.

1) Происхождение славян

«Повесть временных лет» открывается историко-этнографическим введением. Нестор ведет свой рассказ от «всемирного потопа» и распределения Земли между сыновьями Ноя. Он перечисляет страны, отошедшие к Симу, затем Земли Хама и, наконец, особенно подробно останавливается на тех «полунощных» (северных) и западных странах, которые отошли к Иафету. Он передает библейскую легенду о Вавилонском столпотворении, во время которого люди разделились на народы и заговорили на разных языках, и отмечает происхождение славян «от племени» Иафета.

За этими обстоятельными сведениями о расселение племен летописец переходит к сообщению географических сведений о Русской земле. Просто и наглядно дает летописец географическое описание Руси, путей, связывающих ее с другими странами, с замечательною последовательностью начиная свое описание с водораздела рек Днепра, Западной Двины и Волги

2) Формирование восточной ветви славянства

Помянув несколько славянских племен, не вошедших в прежние перечисления,- радимичей, вятичей, уличей, тиверцев, Нестор переходит к описанию нравов славянских племен, населяющих Русскую землю. Это описание нравов подчинено единой идее: каждая народность и каждое племя имеет свой «закон» и свой «нрав», переданный им от отцов их. В подтверждение этой своей мысли летописец ссылается в конце своего описания на византийского историка Георгия Амартола и приводит из него несколько ссылок на нравы народов Востока и Европы. Летописец противопоставляет в своем описании «кроткий и тихий» образ жизни полян нравам древлян, радимичей, вятичей и северян. В этом выделении полян заметен местный патриотизм киевлянина.

Легенда, записанная в «Повести временных лет», рассказывает о полянском князе Кие, основателе Киева (по одной из версий, приблизительно 5-ый век н.э.). Поляне первые среди восточных славян стали использовать название «Русь», о происхождении которого существует несколько версий. Известия о руссах (россах) встречаются в письменных источниках древних народов с 6-го века. О занятиях, обычаях и нравах руссов много писали византийские и арабские путешественники и историки.

3) Происхождение варягов

4) Складывание древнерусской государственности

О том, как крестился князь Владимир и как он крестил свой народ, на Руси существовало много преданий. Не помня точных обстоятельств дела, одни рассказывали, сто князь крестился в Киеве; другие указывали место его крещения в городе Василеве (в 35 верстах от Киева); третьи говорили, что он принял крещение в Крыму, в греческом городе Корсуне (Херсонесе), после того как взял этот город у греков. Лет сто спустя после крещения Руси летописец занес в свою летопись такие предания об этом событии: Пришли (говорит он) к Владимиру (986) сначала волжские болгары, похваляя свое магометанство, затем немцы от римского папы, затем хазарские евреи с проповедью своего закона и, наконец, греческий философ с православным учением. Все они хотели привлечь Владимира в свою веру. Он же выслушивал их и всех отсылал прочь, кроме грека. С греком он беседовал долго, отпустил его с дарами и почестями, но пока не крестился. В следующем году (987) созвал Владимир своих советников и рассказал им о приходе к нему проповедников, прибавив, что более всего его поразили рассказы греческого философа о православной вере. Советники дали мысль князю послать в разные страны своих послов посмотреть: «Кто како служит Богу?» Побывав и на востоке, и на западе, послы попали в Царьград и были поражены там несказанным благолепием греческого богослужения. Они так и сказали Владимиру, прибавив, что сами не хотят оставаться более в язычестве, познав православие. Это испытание вер через послов решило дело. Владимир прямо спросил своих советников: «Где крещение примем?» А они согласно ответили: «Где тебе любо». И вот в следующем 988 году Владимир пошел с войсками на Корсунь и осадил его. Город упорно сопротивлялся. Владимир дал обед креститься, если возьмет Корсунь и действительно взял его. Не крестясь еще, он послал в Царьград к царям-братьям Василию и Константину, грозя идти на них и требуя за себя замуж их сестру Анну. Цари сказали ему, что не могут выдать царевну замуж за «поганого», то есть за язычника. Владимир ответил, что готов креститься. Тогда цари прислали в Корсунь сестру свою и с нею духовенство, которое крестило русского князя и венчало его с царевною. Перед крещением Владимир заболел и ослеп, но чудесно исцелился во время самого таинства крещения. Помирясь с греками и отдав им Корсунь, он возвратился с православным духовенством в Киев и крестил всю Русь в православную греческую веру. Таково сказание летописи.

6) Социальная борьба в Киевской Руси

Последнее десятилетие XI в. было полно бурными событиями. После междоусобных войн, зачинщиком и непременным участником которых был Олег Святославич, князья собираются в 1097 г. в Любече на съезд, на котором решают отныне жить в мире и дружбе, держать владения отца и не посягать на чужие уделы. Однако сразу же после съезда свершилось новое злодеяние: волынский князь Давыд Игоревич убедил киевского князя Святополка Изяславича в том, что против них злоумышляет теребовльский князь Василько. Святополк и Давыд заманили Василька в Киев, пленили его и выкололи ему глаза. Событие это потрясло всех князей: Владимир Мономах, по словам летописца, сетовал, что такого зла не было на Руси «ни при дедех наших, ни при отцих наших». В статье 1097 г. мы находим подробную повесть о драматической судьбе Василька Теребовльского.

7) Основные направления внешней политики Киевской Руси

Основными задачами, стоявшими перед внешней политикой Древнеруского государства, борьба со степными кочевниками, защита торговых путей и обеспечение наиболее благоприятных торговых связей с Византийской империей. На рынках Константинопаля реализовалась значительная часть дани, собираемой киевскими князьями.

Византия стремилась превратить церковь в свою политическую агентуру, что угрожало самостоятельности русского государства. Притязания империи встречали активный отпор великокняжеской власти, которую в борьбе за политическую и религиозную самостоятельность Руси поддерживали широкие массы населения. Особого напряжения борьба Руси с Византией достигает в середине XI в. Великому князю Киевскому Ярославу Мудрому удается высоко поднять политический авторитет Киева и Русского государства. Именно он закладывает прочные основы политической и религиозной самостоятельности Руси. В 1039 г. Ярослав добился учреждения в Киеве митрополии. Тем самым Византия признала известную самостоятельность русской церкви, хотя во главе ее оставался митрополит-грек. Кроме того, Ярослав добивался канонизации Ольги, Владимира и своих братьев Бориса и Глеба, убитых Святополком в 1015 г. В конце концов, в Византии вынуждены были признать Бориса и Глеба русскими святыми, что явилось торжеством национальной политики Ярослава. Почитание этих первых русских святых приобрело характер национального культа, оно было связано с осуждением братоубийственных распрей, с идеей сохранения единства Русской земли. Именно небесными патронами Русской земли, ходатаями за Русскую землю перед богом и изображаются киевскими книжниками Борис и Глеб.

Политическая борьба Руси с Византией переходит в открытое вооруженное столкновение: в 1050 г. Ярослав посылает войска на Константинополь во главе со своим сыном Владимиром. Хотя поход Владимира Ярославича и закончился поражением, Ярослав в 1051 г. возводит на митрополичий престол русского священника Илариона.

В этот период борьба за самостоятельность охватывает нее области культуры Киевской Руси, в том числе и литературу. Д. С Лихачев указывает, что летопись складывалась постепенно в результате возникшего интереса к историческому прошлому родной земли и стремления сохранить для будущих потомков значительные события своего времени.

7. Князь и дружина в «Повести временных лет»

7.1 Княжеская власть на Руси

Само существование княжеской власти подразумевает определенные институты и атрибуты общества, которые мы называем «государством». Происхождение государственных учреждений на Руси органически связано с возникновением и усилением княжеской власти.

Образование древнерусского государства, согласно «Повести временных лет», началось с того, что славянские (словени и кривичи) и финские (чудь, меря, весь) племена, устав от междоусобных войн, объединились и решили найти себе общего князя. В Повети временных лет говориться так: «И реша сами в себе: «Поищем собе князя, иже бы володелъ нами и судилъ по праву». [1] На их призыв откликнулся варяг Рюрик и стал править сначала в Ладоге, затем в Новгород (Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нетъ. Да поидете княжитъ и володети нами». И изъбрашася три братья с роды своими, пояша по собе всю русь, и придоша; старший, Рюрикъ седе Новегороде, а другий, Синеусъ, на Беле-озере, а третий Изборьсте, Труворъ. И от тех варягъ прозвася Руская земля) [2]

После его смерти княжил Олег (Хельги, Вольга), Рюриков воевода, который присоединил к Руси ряд племён и их городов, в том числе и Киев, совершил победный военный поход на Константинополь, заключил очень выгодный мирный договор с Византией.

Святослав, сын Игоря и Ольги, мало уделял внимания внутренним проблемам Руси, но показал себя блестящим полководцем в войне с Хазарским каганатом и Болгарией. Воевал с Византией с переменным успехом. После ряда сражений был осаждён и был вынужден согласиться на мирный договор. Возвращаясь в Киев из Болгарии, Святослав был убит печенегами.

Сыновья Святослава, Ярополк, Олег и Владимир, устроили первую усобицу на Руси, в результате которой князем стал Владимир, а Ярополк и Олег погибли. Владимир присоединил с княжеству ещё несколько племён, воевал с печенегами, Польшей, Византией, Волжской Болгарией.

При его правлении Русь вступила в период своего расцвета, за что Владимир в народе был прозван Красным Солнышком. Владимир принял христианство и сделал его государственной религией. После его смерти его дети устроили вторую усобицу на Руси, в результате которой у власти оказался Ярослав, получивший прозвище Мудрый.

Время его правления было «золотым» временем Древнерусского государства. Ярослав Мудрый уделял много внимания просвещению и христианизации Руси. При его правлении была написана первая ныне известная летопись, составлен первый письменный сборник законов «Русская Правда», были переведены на русский язык многие греческие книги.Настоящие данные представляют собой вариант «официальной историографии» того времени, и сгласносследованиям многих ученых [3] лишь отчасти соответствуют тем процессам, которые действительно имели место быть в древней Руси.

С ростом населения племя, подразделявшееся на несколько родов [4] , распадается на ряд родственных племен, образующих племенной союз. Во главе этих союзов в V в. стояли вожди, возвышавшиеся над вождями отдельных племен, входивших в союз.

Основные итоги изучения функций и значения князя в Древней Руси:

— само существование княжеской власти подразумевает определенные институты и атрибуты общества, которые мы называем «государством». Происхождение государственных учреждений на Руси органически связано с возникновением и усилением княжеской власти;

— образованию древнерусского государства и установлению в нем княжеской власти в «Повести временных лет» уделено довольно пристальное внимание, так как этот вопрос для авторов летописи был скорее всего приоритетным;

— князь стал необходимым элементом социально-политической организации общества, отсутствие которого нарушало его нормальную жизнь. Одной из главных целей князя всегда было поддержание внутреннего порядка и внешней безопасности подвластной территории. Развивается также судебная функция князей и постепенно формируется законодательная. Таким образом, власть князя приобретала характер власти монарха.

7.2 Дружина: функции, значение, права и обязанности

Князь нуждался в военной силе, как для обеспечения внутреннего порядка, так и обороны от внешних врагов. Дружинники были реальной военной силой, всегда готовой к бою, а также советниками князя. Под дружиной следует понимать профессиональных воинов, за которыми признавалась номинальная коллективная собственность на земли, с которых они имели право собирать дань.

Выделению княжеской дружины, способствует разрушение родоплеменной структуры, охватившее славянский этнос в V-VI вв. Княжеские дружины, как круг его ближайших соратников и сотрудников, существуют с самого возникновения Киевского государства. В целом, Древнерусская дружина просуществовала до XIII века.

7.3 Взаимоотношения князя и дружины

Итак, в «Повести временных лет» князь неизменно выступает на фоне дружины, в обществе своих товарищей и помощников, деливших с ним и удачи, и поражения.

«Повесть временных лет» дает достаточно информации для решения задачи этой части нашего изложения. Многие вопросы князь решает не самостоятельно, а совещаясь с дружиной, имея при этом право решающего голоса.

В основе отношений между князем и дружиной лежала также передача последним некоторых материальных ценностей.

Таким образом, дружина Киевской Руси жила в значительной степени на княжеские средства. При этом князь выступал как «первый среди равных». Он зависел от своих дружинников не меньше, чем они от него. Все государственные вопросы князь решал не самостоятельно, а с дружиной, принимая или не принимая ее решения.

Теперь, на основании вышеизложенного подведем общие итоги настоящей главы:

— само существование княжеской власти подразумевает определенные институты и атрибуты общества, которые мы называем «государством». Происхождение государственных учреждений на Руси органически связано с возникновением и усилением княжеской власти;

— образованию древнерусского государства и установлению в нем княжеской власти в «Повести временных лет» уделено довольно пристальное внимание, так как этот вопрос для авторов летописи был скорее всего приоритетным;

— постоянное упоминание дружины в связке с князем, на страницах «Повести временных лет» свидетельствует о том, что дружина являлась таким же необходимым элементом в древнерусском обществе, как и князь. Князь нуждался в военной силе, как для обеспечения внутреннего порядка, так и обороны от внешних врагов. Дружинники были реальной военной силой, всегда готовой к бою, а также советниками князя;

— под дружиной следует понимать профессиональных воинов, за которыми признавалась номинальная коллективная собственность на земли, с которых они имели право собирать дань;

— дружина Киевской Руси жила в значительной степени на княжеские средства. При этом князь выступал как «первый среди равных». Он зависел от своих дружинников не меньше, чем они от него. Все государственные вопросы князь решал не самостоятельно, а с дружиной, принимая или не принимая ее решения.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Значения слов и выражений
Adblock
detector