в чем трудности службы смотрителей

Урок по литературе на тему «А.С.Пушкин «Станционный смотритель»

Тема: Л. С. ПУШКИН. ПОВЕСТЬ «СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ»

I . Организационный момент.

П. Проверка домашнего задании.

1. Чтение слов и словосочетаний, характерных для речи Пимена.

2. Инсценированное чтение отрывка из трагедии «Борис Годунов».

III . Изучение новой темы.

Из-за вспыхнувшей холеры он вынужден был задержаться здесь.

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцьг просятся к перу, перо к бумаге,

Вместе с тем использование распространенного в ту пору приема литературной маскировки ограждало повествование о провинциальном быте от обвинений консервативной критики, пытавшейся обнаружить в новаторских произведениях Пушкина признаки ослабления его таланта.

Вот как сам Пушкин объясняет это в одном из писем: «. Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется и которые напечатаем также Апопуте. Под моим именем нельзя будет, ибо Булгарии заругает».

«Повести Белкина» были новым явлением в литературе. Сам Пушкин на вопрос одного из его знакомых, кто такой Белкин, как-то ответил: «Кто бы он ни был, а писать повести надо вот эдак:

просто, коротко и ясно».

«Повести Белкина» были образцом той прозы, на которой учились многие русские писатели: Гоголь, Тургенев, Чехов.

А вот как оценил это произведение Л. Н. Толстой: «Я с восторгом, мною давно не испытываемым, читал это последнее время повести Белкина, в седьмой раз в моей жизни. Писателю надо не переставая изучать это сокровище. Я на днях это сделал и не могу передать того благодетельного влияния, которое имело на меня это чтение».

Один из исследователей Пушкина так определил своеобразие пушкинских повестей: «Проза пушкинских новелл эскизна и легка, как его собственные рисунки пером, как беглые наброски «быстрых» рисовальщиков, которые он так любил за их воздушность и выразительность».

Особое место принадлежит повести «Станционный смотритель».

2. Работа по повести, прочитанной дома.

Какова внешность Вырина? (. Человека лет 50-ти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах». С. 99.)

Задание: с. 100. Каков Вырин через 4 года?

— Что состарило его? За что корил он себя до самой смерти?

Что за человек Минский? (Человек, который не считается ни с кем и ни с чем. Не подумав о бедном старике, он увозит, хотя и добровольно, Дуню. За уход за мнимым больным, за искреннее сочувствие он отплатил не только обманом.)

Задание. Зачитать рассказ мальчика о приезжавшей барыне.

— Что заставило барыню приехать на постоялый двор? (Хорошо, что предположения Вырина не сбылись, и Минский ее действительно не бросил. Но вину свою она чувствовала, и не было Дуне покоя. Трагедия произошла по ее вине: отец спился и умер, похоронили его вместе с женой.)

— Каким настроением пронизана повесть? Какие чувства и размышления она вызвала у вас?

В ы вод. Л. С. Пушкин выступает в защиту маленького человека, бесправного, униженного, доведенного до отчаяния; здесь звучит и упрек тем, кто, не думая о родных и близких, совершает необдуманные поступки, заранее не зная к чему они могут привести.)

IV. Подведение итогов урока.

Кто из героев повести «Станционный смотритель» не остался равнодушным к беде Самсона Вырина?

Кому из героев рассказчик симпатизирует?

— Каким настроением проникнута вся повесть? Какие чувства и размышления она у вас вызвала?

Домашнее задание: ________________________________________________________________

читать повесть «Метель».

Индивидуальное задание для учеников-ассистентов к уроку 20, о Лермонтове

Источник

TESTSOCH.RU

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Станционный смотритель (7 класс, Коровина, 1 часть, стр. 134-136)

Paзмышляем о прочитанном

1. Что характерного из жизни станционных смотрителей рассказал автор? Какими чувствами окрашен этот рассказ?

Станционный смотритель имеет низший чин. Он постоянно выслушивает ругань, могут быть и побои. Проезжающие винят именно смотрителей во всех бедах.

Этот рассказ наполнен грустью, переживаниями.

2. Как вы думаете, почему рассказ о судьбе Дуни, начатый Самсоном Выриным, ведётся от лица автора-повествователя?

Это сделано для того, чтобы показать оценку происходящего от повествователя.

3. В чём художественный смысл картинок на стенах «смиренной, но опрятной обители», изображающих историю блудного сына? Есть ли связь между ними и судьбой Дуни? Дайте развёрнутый ответ на этот вопрос.

4. В «Повестях Белкина» рассказчик и безвестные русские люди, рассказы которых он передаёт, отличаются отзывчивостью и чуткостью. Кто из героев повести «Станционный смотритель» не остался равнодушным к беде Самсона Вырина? Найдите в тексте повести эпизоды, подтверждающие ваш ответ.

5. Подготовьте характеристику станционного смотрителя Самсона Вырина. Включите в свой рассказ цитаты из повести.

Самсон Вырин жил небогато, но зато честно. Такое описание главного героя дает автор в начале произведения: “ Самсон Вырин – это «человек лет пятидесяти», «свежий и бодрый», одетый в «длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах”.

А вот каким встретил его рассказчик в свой следующий приезд: “я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину”.

Он любил дочь и очень переживал за ее отъезд: “он тут же слёг в ту самую постель, где накануне лежал молодой обманщик.

6. Кому из героев рассказчик симпатизирует? Каким настроением пронизана вся повесть? Какие чувства и размышления она у вас вызвала?

Мне кажется, что рассказчик явно симпатизирует Вырину. Он честный человек, живет по совести. Повесть грустная, заставляет задуматься о том, как нужно себя вести по отношению к другим людям.

Литература и изобразительное искусство

Повесть «Станционный смотритель» проиллюстрирована рисунками художников М. Добужинского и Д. Шмаринова. Какие из них кажутся вам ближе к пушкинскому тексту? Каким вы представляли себе внешний облик героев? Чем отличается настроение, передаваемое художниками?

Самой точной иллюстрацией я считаю ту, на которой изображена Дуня у могилы отца. По девушке видно, что она хорошо одета, ее образ жизни значительно изменился. Но и это не помешало ей проведать могилу отца.

Вырина я представлял себе седым стариком, ущемленным, сгорбленным и совсем потерявшим себя в жизни. Дуня кажется мне барышней с тонкой талией и убранными волосами под чепец. Минский представляется мне высоким, гордым, в официальном костюме.

Настроение иллюстраций зависит от того, что на них изображено. Например, там, где гусар прикинулся больным, Вырин выглядит намного лучше, чем когда он приехал искать Дуню.

Фонохрестоматия

СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ

А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»

1. Начало повести — эмоциональный рассказ автора о станционных смотрителях — «сущих мучениках четырнадцатого класса». Какими чувствами окрашивает актёр чтение первых страниц произведения, полностью соглашаясь с автором?

Я считаю, что первые страницы наполнены грустью, тоской, разочарованностью.

2. Какие чувства переживает автор во время первого посещения почтовой станции в селе Н? Как меняется его настроение? Как эти настроения отражаются в чтении актёра?

Во время первого посещения автор заинтересован этим местом и взволнован жизнью этих героев. Настроение сменяется на более радостное. Автор проявляет заинтересованность. Актер отражает смену настроений интонацией чтения, паузами.

3. Какое впечатление произвела на рассказчика обстановка станционного дома во время второго посещения? Как это впечатление передал актёр?

Обстановка была ветхой, уже не было цветов. Это явно огорчило рассказчика, как и внешний вид Самсона. Актер передал этом сменой тембра голоса, вздохами и удивлением.

4. Как вы думаете, почему автор повести, позволив начать рассказ о побеге Дуни с гусаром Самсону Вырину, затем продолжает его сам? Как актёр передаёт всю сложную гамму переживаний обманутого отца?

Автор продолжает рассказ сам, чтобы передать читателю свое отношение к этой истории. Переживания отца передает актер сменой голоса, вздохами, паузами.

5. Послушайте внимательно фрагмент из повести о третьем посещении рассказчиком села Н. Какими вы представили жену пивовара и деревенского мальчика Ваньку, прослушав их разговор?

Жена показалась мне безразличной, грубой, а Ванька послушно выполнил ее приказание. Он относился к смотрителю уважительно, вспомнил, как тот угощал его орешками.

6. Как вы считаете, почему Ванька назвал приехавшую в село дочь смотрителя «прекрасной барыней»? Только ли из-за её серебряного Пятака?

Я считаю, что он назвал ее так только из-за пятака. Потому что он акцентировал свое внимание на ее материальном положении.

Источник

«Станционный смотритель»: краткое содержание повести Пушкина. Тема, идея, герои

136210653

Кто такой станционный смотритель?

«Станционный смотритель» — повесть Александра Сергеевича Пушкина из цикла «Повести Белкина». Произведение написано в сентябре 1830 года, впервые издано в 1831-м.

В России XIX века существовала сеть почтовых станций, где путешественники могли сменить усталых лошадей на свежих и отдохнуть.

Станционный смотритель — это мелкий чиновник, отвечающий за работу почтовой станции. Это должность 14-го класса, низшего в чиновничьей иерархии. Именно поэтому в произведении Пушкина смотритель Самсон Вырин символизирует «маленького человека», неспособного постоять за себя.

582905101Д. Шмаринов. Иллюстрация к повести «Станционный смотритель»

Кратчайший пересказ

Станционный смотритель Самсон Вырин живет с красавицей-дочерью Дуней. Однажды через их станцию проезжает гусарский офицер Минский. Он обманом увозит приглянувшуюся девушку с собой в Петербург.

Вырин едет в столицу к Минскому, у которого на содержании живет Дуня, и просит вернуть дочь. Гусар дважды прогоняет смотрителя. Старик возвращается на станцию, где с горя начинает пить и через несколько лет умирает.

Однажды к дому станционного смотрителя приезжает богато одетая женщина с тремя детьми. Узнав, что Вырин умер, она идет на кладбище и долго лежит на его могиле.

Полный текст, аудиокнига, фильм с Михалковым

В формате аудиокниги произведение можно послушать на YouTube.

В 1972 году на студии «Мосфильм» режиссер Сергей Соловьев снял фильм по мотивам повести Пушкина. Роль Самсона Вырина исполнил Николай Пастухов, его дочери — Марианна Кушнерова, гусара Минского — Никита Михалков.

Краткое содержание повести Пушкина «Станционный смотритель»

Иван Петрович Белкин, от лица которого ведется повествование, рассказывает историю знакомого смотрителя Самсона Вырина, на станции которого он побывал трижды.

Познакомились они в 1816 году. Вырин принял вымокшего под дождем путешественника, 14-летняя красавица-дочка смотрителя Дуня подала им чай, и они втроем долго разговаривали так, словно всю жизнь были знакомы. На прощание рассказчик поцеловал девушку.

Спустя несколько лет Белкин вновь оказался на знакомой станции. Вырин сильно постарел, а сама станция выглядела ветхой и неухоженной. Дуни нигде не было видно, и на вопрос о ее здоровье отец ответил лишь: «А бог ее знает». Но на втором стакане пунша Вырин разговорился и поведал свою печальную историю.

928922479Д. Шмаринов. Иллюстрация к повести «Станционный смотритель»

Три года назад зимним вечером приехал на тройке путешественник, стройный гусар с черными усиками, и стал гневно требовать лошадей. Появилась Дуня, и гусар успокоился, сев ужинать. Лошадей подали, но офицер вдруг сказался больным и никуда не поехал. Так он задержался на пару дней. Дуня подносила ему пить, разговаривала с ним.

204233324Д. Шмаринов. Иллюстрация к повести «Станционный смотритель»

Вскоре путешественник поправился, был весел, шутил с Дуней и насвистывал песни. Самсону Вырину он полюбился. Поэтому когда офицер собрался уезжать и предложил подвезти Дуню в церковь, отец велел ей не бояться и поехать: «Ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви». Дуня села в кибитку с гусаром и уехала.

Уже спустя полчаса отец заподозрил неладное. Сам пошел в церковь, но оказалось, что на службе девушки не было. К вечеру вернулся ямщик и сообщил, что Дуня со следующей станции отправилась с гусаром дальше. Ямщик «сказывал, что всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте».

Тут только старик понял, что офицер лишь притворялся больным. Вырин выпросил отпуск на два месяца и пешком отправился в Петербург, за дочерью: из подорожной он знал, что гусар — ротмистр Минский — ехал в столицу.

18787129Д. Шмаринов. Иллюстрация к повести «Станционный смотритель»

В Петербурге Вырин нашел Минского и со слезами попросил отпустить Дуню домой: «Ведь вы натешились ею; не погубите ж ее понапрасну». Гусар был смущен, но возвращать девушку отцу отказался: «Она будет счастлива, даю тебе честное слово. Зачем тебе ее? Она меня любит; она отвыкла от прежнего своего состояния». Минский выставил гостя за дверь, сунув ему денег. Станционной смотритель со слезами негодования бросил деньги на землю. Потом вернулся, но денег уже не было.

Вечером того же дня Вырин увидел Минского на Литейном проспекте — тот заходил в какой-то дом. Смотритель догадался, что там и живет Дуня, он поднялся наверх и вошел. В богато обставленной комнате сидел в кресле гусар, а на ручке кресла — Дуня, «одетая со всею роскошью моды»: «Она с нежностью смотрела на Минского, наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы».

9378902253251А. Ванециан. Иллюстрация к повести «Станционный смотритель»

Увидев отца, девушка упала без чувств. Минский же вытолкал старика на лестницу. Смотритель решил сдаться и вернулся обратно на станцию.

Вот уже третий год, заключил он, как живу я без Дуни, и как об ней нет ни слуху, ни духу. Жива ли, нет ли, бог ее ведает. Всяко случается. Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал, да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь, да пожелаешь ей могилы…

Недавно рассказчик вновь проезжал мимо того местечка. Оказалось, почтовой станции уже нет, но он заплатил за лошадей и поехал в село Н. проведать старого знакомого. Оказалось, старик Вырин уже год как умер — спился. Местный мальчишка отводит гостя на могилу.

Мальчик рассказывает Белкину, что «летом проезжала барыня, так та спрашивала о старом смотрителе и ходила к нему на могилу». Ехала она в карете с шестеркой лошадей, с тремя маленькими детьми, няней и собачкой. Узнав о смерти смотрителя, она заплакала и пошла на кладбище: «Она легла здесь и лежала долго. А там барыня пошла в село и призвала попа, дала ему денег и поехала, а мне дала пятак серебром — славная барыня!»

831335809Д. Шмаринов. Иллюстрация к повести «Станционный смотритель»

Краткий анализ «Станционного смотрителя»: тема, идеи, композиция и герои

«Станционный смотритель» — самая печальная из «Повестей Белкина». Если в других произведениях цикла все заканчивается благополучно, то здесь в центре повествования — семейная трагедия, разлука отца и дочери.

Пушкин обыгрывает сюжетные ходы ряда известных читателям произведений, таких как «Бедная Лиза» Николая Карамзина. Однако свою повесть Пушкин делает более неоднозначной: это не предсказуемое сентиментальное произведение о несчастной девушке, не романтическая история любви, а реалистическое повествование о социальном неравенстве, взаимном непонимании, одиночестве и влюбленности.

Тема и идея произведения

Тему произведения можно определить по разному: это и судьба «маленького человека», и отцовская любовь, и разлука.

Идею «Станционного смотрителя» также можно трактовать различными способами. Одни полагают, что главное в повести — сочувствие простому человеку, который в сословном обществе не может защитить ни себя, ни любимую дочь от «сильных мира сего».

Другие видят идею «Станционного смотрителя» в неизбежном разобщении родных людей: дочеь Вырина выбирает для себя судьбу петербургской дамы и навсегда покидает отца.

В философском смысле идея повести — необратимость значимых поступков. Каждый делает свой выбор, и повернуть время назад невозможно, даже если поступки эти привели к трагедии.

9384282027659А. Ванециан. Иллюстрация к повести «Станционный смотритель»

Композиция повести

Композиционно повесть состоит из четырех частей. Вводная часть — обращение рассказчика к читателю с призывом посочувствовать трудной судьбе станционных смотрителей.

Затем описаны три приезда рассказчика на станцию Самсона Вырина.

Во время первой встречи он знакомится с персонажами. Показана идиллия в доме Вырина, где он мирно живет с дочерью.

При второй встрече рассказчик узнает от смотрителя драматическую историю об отъезде Дуни и о попытке вернуть ее домой. Кульминация этой части — встреча Вырина с Минским и дочерью в Петербурге.

В свой третий приезд рассказчик узнает развязку. Выясняется, что судьба Дуни сложилась совсем не так плохо, как боялся отец. Однако сам Вырин уже спился и умер. Осиротевшая Дуня плачет на его могиле.

Характеристика Самсона Вырина и других персонажей

Среди персонажей повести нет ни положительных героев, ни настоящих злодеев. Каждый действует, исходя из своих представлений о мире.

Самсон Вырин — «маленький человек», незлой и честный. Он искренне любит дочь и заботится о ней, но не готов всеми силами бороться за нее с богатым дворянином.

Когда девушку увозит гусар, Вырин едет в Петербург, где находит Минского и Дуню. Но столкнувшись с сопротивлением офицера, смотритель сразу опускает руки. Старый армейский товарищ предлагает Самсону жаловаться и продолжать борьбу, но тот решает махнуть на это рукой, возвращается на станцию и спивается. Жалея дочь, он больше не предпринимает попыток что-то о ней узнать и как-то помочь.

Дуня (Авдотья Самсоновна Вырина) в начале повести — красивая и бойкая девушка, умеющая расположить к себе любого. По скупому описанию можно догадаться, что она сама согласилась уехать с гусаром в Петербург, хотя ее обуревали смешанные чувства: она «плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте».

В финале произведения Дуня — богатая барыня, у нее трое детей и жизнь, как кажется, удалась. Вот только жить ей придется с сознанием того, что именно разлука погубила отца.

Ротмистр Минский на первый взгляд кажется главным злодеем произведения, разрушившим идиллическую жизнь на станции. Он обманом увозит и соблазняет Дуню.

Однако далее становится понятно, что он действительно влюбился и не желал никому зла. Не даром гусар смущается, когда в Петербург приезжает Самсон Вырин, пытается откупиться и обещает сделать девушку счастливой. Вырин своими глазами видит, что ротмистр вовсе не держит Дуню силой.

357518289Д. Шмаринов. Иллюстрация к повести «Станционный смотритель»

Описание «смиренной, но опрятной обители» станционного смотрителя

Заметную роль в повести играют описания почтовой станции, где служил Самсон Вырин. Станция словно повторяет судьбу своего смотрителя.

В первый приезд это небогатый уютный домик, «смиренная, но опрятная обитель», где рассказчик запомнил «горшки с бальзамином и кровать с пестрой занавескою». На стенах висят иллюстрации к библейской притче о блудном сыне — намек на то, что случится с Выриным и его дочерью.

Во второй приезд рассказчик видит, что без Дуни станция стала приходить в запустение: «Я тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына; стол и кровать стояли на прежних местах; но на окнах уже не было цветов, и все кругом показывало ветхость и небрежение». То же самое случилось и с Выриным — за три-четыре года он превратился из «бодрого мужчины в хилого старика».

В третий приезд рассказчика станция перестала существовать. В доме смотрителя живут пивовар с женой, которая встречает гостя в сенях — тех самых, где он некогда поцеловал на прощание Дуню. Нет станции, нет и Самсона Вырина; он лежит в могиле, куда однажды приехала его дочь — богатая барыня Авдотья Самсоновна.

4112160280136Афиша немецкого фильма «Почтмейстер», снятого в 1940 году по мотивам повести «Станционный смотритель»

Источник

Урок литературы в 7 классе по теме «А. С. ПУШКИН «СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ».

А. С. Пушкин. «Повести Белкина»: «Станционный смотритель».

Цели: учить анализу текста; помочь почувствовать трагизм положения в обществе «маленького человека»; проследить общечеловеческую тему «блудных» детей на примере образа Дуни; воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Предметные: сведения о творчестве автора, первичное представление оповести.

характеризовать используемые в прозаическом тексте стилистические средства, фигуры речи; характеризовать композицию.

I.Самоопределение к деятельности.

1. Чтение слов и словосочетаний, характерных для речи Пимена.

III. «Открытие» учащимися нового знания.

1. Вступительное слово учителя.

Осень 1830 г. А. С. Пушкин провел в селе Болдино Нижегородской губернии.

Из-за вспыхнувшей холеры он вынужден был задержаться здесь.

Осень вызывала у поэта прилив творческих сил, была самым любимым временем года. «Нигде мне так хорошо не пишется, как осенью в деревне», – говорил он.

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута – и стихи свободно потекут.

А. С. Пушкину пришлось прожить в Болдине три месяца. За это время он закончил роман «Евгений Онегин», написал несколько драматических сцен: «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Пир во время чумы», «Дон Жуан», поэму «Домик в Коломне», около тридцати лирических стихотворений, «Повести Белкина», в которые входят: «Выстрел», «Метель», «Станционный смотритель», «Гробовщик», «Барышня-крестьянка». «Повести Белкина» – такова тема нашего урока сегодня.

Авторство повестей анонимно, приписано вымышленному лицу – Ивану Петровичу Белкину. Это придавало внешне не связанным между собой историям цельность и впечатление полной достоверности.

Вместе с тем использование распространенного в ту пору приема литературной маскировки ограждало повествование о провинциальном быте от обвинений консервативной критики, пытавшейся обнаружить в новаторских произведениях Пушкина признаки ослабления его таланта.

Вот как сам Пушкин объясняет это в одном из писем: «… Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется и которые напечатаем также Апопуте. Под моим именем нельзя будет, ибо Булгарин заругает».

«Повести Белкина» были образцом той прозы, на которой учились многие русские писатели: Гоголь, Тургенев, Чехов…

Каждая повесть рассказана Белкину (именно он выступает в качестве писателя, на самом деле повести написаны Пушкиным) разными лицами – барышней, армейским офицером, приказчиком и мелким чиновником. Каждый из рассказчиков дает оценку событий со своей точки зрения, что позволяет поэту глубоко проникнуть в жизнь всех сословий и групп. Но это не значит, что точка зрения Пушкина на рассказанные события устранена. Она присутствует в ироническом отношении «к романтическим сюжетам», в выявлении действительных причин тех или иных поступков героев.

Особое место принадлежит повести «Станционный смотритель».

2. Работа по повести, прочитанной дома.

Вопрос: В чем трудности службы смотрителей? (Унижение, оскорбления, даже побои.)

– Прокомментировать фразу: «Дочка-с, – отвечал он с видом довольного самолюбия…» (Для Вырина, отца Дуни, она единственная радость, надежда, смысл жизни, он любит ее, гордится ею – она его дочь!)

– Какова внешность Вырина? (… ч еловека лет 50-ти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах».)

Задание: с. 100. Каков Вырин через 4 года?

– Что состарило его? За что корил он себя до самой смерти? («Чего же ты боишься? – сказал ей отец… до церкви».)

Задание. Зачитать строчки, объясняющие причину отъезда Вырина в город. («Авось … овечку мою».)

Задание. Пересказать эпизоды, описывающие две встречи с Мин-ским.

– Что думал Вырин о судьбе дочери? («Жива ли … пожелаешь ей могилы…» 2-й абзац.)

– Что за человек Минский? (Человек, который не считается ни с кем и ни с чем. Не подумав о бедном старике, он увозит, хотя и добровольно, Дуню. За уход за мнимым больным, за искреннее сочувствие он отплатил не только обманом.)

Задание. Зачитать рассказ мальчика о приезжавшей барыне.

– Что заставило барыню приехать на постоялый двор? (Хорошо, что предположения Вырина не сбылись, и Минский ее действительно не бросил. Но вину свою она чувствовала, и не было Дуне покоя. Трагедия произошла по ее вине: отец спился и умер, похоронили его вместе с женой.)

– Каким настроением пронизана повесть? Какие чувства и размышления она вызвала у вас?

Вывод. А. С. Пушкин выступает в защиту маленького человека, бесправного, униженного, доведенного до отчаяния; здесь звучит и упрек тем, кто, не думая о родных и близких, совершает необдуманные поступки, заранее не зная к чему они могут привести.

IV. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

– Кто из героев повести «Станционный смотритель» не остался равнодушным к беде Самсона Вырина?

– Кому из героев рассказчик симпатизирует?

– Каким настроением проникнута вся повесть? Какие чувства и размышления она у вас вызвала?

Выразите ваши впечатления от урока. Продолжите предложения:

Домашнее задание: подготовиться к сочинению по творчеству А.С.Пушкина, читать

Индивидуальное задание: подготовить сообщение о Лермонтове.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Значения слов и выражений
Adblock
detector