в чем сущность теории стигматизации тест

Стигматизация

Люди любят навешивать ярлыки, в том числе и по отношению к психическому здоровью человека. Суждение о ненормальности личности называется стигматизацией.

shutterstock 32644693

Первичная девиация

В социологии говорится о том, что нельзя делить людей на нормальных и ненормальных, ведь каждый способен проявлять девиантное поведение в определенной сфере. Согласно теории стигматизации, существует первичная девиация, которая подразумевает несерьезные общественные нарушения, на которые правоохранительные органы не обращают особого внимания. На оценку поступка могут влиять многие вещи, например, страна, где это происходит. Только от социального окружения индивида зависит то, как отреагируют окружающие на определенную модель поведения.

Теория стигматизации

Впервые тему о навешивании ярлыков поднял Г. Беккер с Ф. Танненбаумом. В 1963 году Беккер написал книгу «Аутсайдеры», в которой посмотрел на девиацию со стороны медицины. Если ранее считалось, что проблемы с поведением у некоторых людей могли быть вызваны какой-либо болезнью, то Беккер доказывал, что девиация — всего лишь навязанные обществом стандарты поведения. Именно нарушителей данных правил и относили к аутсайдерам. Однако далеко не всегда «нарушители» что-либо делали. В некоторых случаях влиятельным лицам достаточно было выдумать поступок. В истории существует множество примеров стигматизации, когда людей наказывали за поступки, которые они не совершали. По мнению Беккета, такие действия провоцируют реакцию на дискриминацию.

Понимание стигмы

Одним из первых, кто начал изучать понятие стигмы является Ирвинг Гофман. Согласно теории Гофмана, те люди, которые не соответствуют ожиданиям со стороны общества, подвергаются стигме. Если говорить о нормативных ожиданиях, то тут речь идет именно о соответствии, а не о согласиях с нормами. В группу стигматизированных могут попадать даже те, кто поддерживает общественные нормы. Таким образом, идентичность на личностном уровне может вполне вписываться в нормы, однако, социальный фактор способен повлиять на попадание в стигматизационную группу.

Гофман считал, что стигма — некие противоречивые отношения между качеством и стереотипом. Таким образом, стигматизация делит людей на две группы: те, кто не имеет никаких отклонений от «норм», и те, кто их имеет в той или иной степени.

Причины возникновения стигматизации

Причинами возникновения стигматизации являются:

Проявление стигматизации

Стигматизация может проявляться с любой стороны, начиная от близких и заканчивая медицинским персоналом. Со стороны близких по отношению к человеку проявляется жесткий контроль, а медперсонал может очень неуважительно относиться к пациенту. Самостигматизация в семье имеет несколько этапов развития:

Примеры стигматизации

Чтобы создать социальную стигму, достаточно обладать всего лишь одним явным качеством, которое не вписывается в «нормы». Можно привести множество примеров стигматизации. Например, когда говорят о том, что женщины плохо водят автомобиль. В данном случае форма стигматизации напрямую связана с сексизмом. В действительности существуют женщины, которые управляют транспортным средством лучше, чем некоторые мужчины. Однако, такая стигма настолько устоялась, что женщинам просто не дают никаких шансов.

Еще одним ярким примером стигмы является мнение, что человек без высшего образования обладает низким интеллектом и уровнем культуры. Такое устоявшееся убеждение приводит к тому, что работодатели предвзято относятся к соискателям. Хотя на деле некоторые люди без высшего образования являются довольно изобретательными и очень умными.

Курс Викиум «Критическое мышление» поможет избавиться от стереотипов и научиться формировать собственное мнение.

Источник

Вопрос 34. Теория стигматизации: общие положения и вариации.

Причиной девиантности и преступности является стигматизация (концепции «драматизации зла» Ф. Танненбаума, «социальной идентичности» И. Гофмана, «вторичной девиации» Э. Лемерта, «девиантной карьеры и этикетирования» Г. Беккера).Основной тезис данной группы концепций при объяснении причин преступности сводится к следующему утверждению: преступность,— это результат социальной оценки поведения и объявления его определенных видов преступными. Все люди совершают правильные и неправильные (в каком-либо отношении) поступки. Но одни из них становятся объектами социального контроля и ответного реагирования, а другие — нет. Тем, кто попадает в поле зрения социального контроля, присваивается стигма (клеймо, ярлык.) «преступник». Таким образом, социальный контроль порождает стигматизацию, а она, в свою очередь, уже приводит к формированию у стигматизированных индивидов устойчивого преступного или отклоняющегося поведения, образующего в своей совокупности весь «корпус» преступности или девиантности. Данный тезис лёг в основу теорий социального конструктивизма/конструкционизма (Бергер, Луман).

Основываясь на этих идеях, Г. Беккер разработал теорию девиантной карьеры:человек не рождается девиантом, а становится им, медленно втягиваясь (соскальзывая) в преступный стиль жизни.

Формирование преступной карьеры проходит несколько стадий или этапов:

1) отсутствие или ослабление психологического контакта с близкими людьми;

2) знакомство с девиантной субкультурой, которая предлагает ему мотивацию к действию, создает идентификационные образцы, помогает интерпретировать ситуацию, предоставляет средства защиты от внутреннего и внешнего контроля и т.д.,

3) апробация предлагаемых субкультурой вариантов действий и получение стигмы девианта;

4) принятие стигмы, перестройка ценностного мира, принятие социальной роли, предписанной стигмой.

К параметрам девиантной карьеры, изучаемым в долгосрочной перспективе, относят; распространенность девиантных лиц в окружении человека; случаи совершения девиаций; раннее начало девиантных проявлений (как предикторов развития девиантной карьеры); случаи прерывания карьеры благодаря разным предикторам (семья, отношения в трудовом коллективе, смена личностной концепции и т.д,); специализацию (тенденция к повторению совершения девиации); эскалацию (тенденция к совершению девиаций, все болот тяжких по своим последствиям).

Теория стигматизации продолжает активно развиваться. Так, в 1990-е гг. появилась теория, которую можно назвать «стигматизация в развитии» (developmentalinnature). Здесь акцент делается на самом процессе стигматизации и еевлиянии на девиантную карьеру. Создатели концепции задавались вопросом, будет ли влиять, и как будет влиять стигма на идентичность, какие посреднические функции выполняет стигматизация в процессе интеракции (взаимодействия). Еще одна модификация теории стигматизации — «структурная стигматизация». Речь идет, прежде всего, о стигме в общественном мнении, которая через отвергающую или поддерживающую реакцию окружения, а также ограничение возможностей может играть определенную роль в конформном преодолении жизненных трудностей. Из социально-психологической процессной теории вырастает радикальная социально-структурная точка зрения, в соответствии с которой необходимо связывать интеракционизм и теорию конфликта властей, поскольку девиация является результатом социального определения, которое само обусловлено в капиталистическом обществе властными отношениями. Контролирующие институции (например, полиция, суд) определяют девиантность и преступность, исходя из соображений поддержания власти господствующего класса, и в связи с этим часто стигматизируют поступки представителей низших слоев.

Австралийский криминолог Д. Брейтуэйт добавил в интеракционистскую теорию категорию стыда как важное средство для осуществления неформального социального контроля, сформулировав тем самым теорию стыда и воссоединения. При этом он проводит различие между стыдом, который включает человека в социум, и стыдом, который его исключает. Исключающая реакция общества осуществляется посредством разных форм стигматизации и давления, которые принуждают человека к деградации. При «возвращающем» стыде исключающая реакция, хотя и приводит к осуждению девиации, однако ведет также к нормализации жизни девианта и сохранению его связей с сообществом.

Теории жизненныхциклов (LifeCourseTheories): девиантность и девиантное поведение развиваются как интерактивный процесс (процесс взаимодействия), который встроен в общие жизненные циклы и протекает вместе с ними. Теория нацелена на поиск ответов на вопросы: почему люди вообще начинают действовать девиантно? почему они продолжают так действовать? почему их проступки становятся все более частыми и тяжелыми? и почему, наконец, они прекращают совершать девиации?Личностные или социальные факторы приводят к девиантности, которая в свою очередь наносит личностный и социальный вред самим девиантам. Для объяснения девиантости, а также изменения ее качества используются многие факторы, а также учитываются важные моменты изменений в девиантной карьере.

Недостатки теории стигматизации:

· Она не показывает, какие исходные факторы вызвали девиантное поведение. При многих формах девиации именно условия жизни несут ответственность за навешивание ярлыков на таких людей.

· Раскрывает важные социальные проблемы, но дает лишь частичное объяснение откланяющегося поведения.

· Объяснять только стигматизацией не корректно. По логике теории – если упразднить клеймение, то преступность тоже исчезнет. Однако кличка не пристает к человеку просто так. Сначала дело, потом слово.

Дата добавления: 2019-09-13 ; просмотров: 696 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Стигматизация: Что Это Такое?

stigmatizasija chto eto

Ещё древние греки использовали такое понятие, как стигма. Так называли отличительный знак на теле человека. Он мог быть выжжен, вырезан, нарисован, но, так или иначе, служил своеобразным указателем на то, что данный индивид непохож на других.

Современные психологи, психиатры, социологи также применяют термин. Но речь идет о знаках, которые чаще всего не становятся поводом для отделения от масс. Поговорим сегодня о стигматизации и выясним, что это такое простыми словами.

Что такое стигматизация?

Стигматизация в психологии это социальное явление, которое чаще проявляется в негативном отношении к конкретному человеку, либо к отдельной группе людей. Это установка общества, его реакция. Она изначально запрограммирована, оснований для неё, нет. Всегда носит массовый характер.

Общество словно указывает на то, что данный индивид (группа) не принадлежит к социуму, он не такой, как все.

Приведём яркий пример. Женщин-блондинок считают не очень умными. Чаще всего к представительнице прекрасного пола со светлыми волосами изначально относятся как к глупой и недалёкой личности. Всерьёз её никто не воспринимает.

blondinka

Доказательств того, что она, действительно обладает низким уровнем интеллекта, нет. Никто умственных способностей женщины не выявлял. Тем не менее цвет её волос служит «ярлыком», отличительным знаком, который служит поводом для стигматизации.

Исходя из сказанного, мы понимаем, что такое стигматизировать. Это наделять человека теми качествами и характеристиками, которые ему должны быть присущи, по мнению общества, без доказательств и оснований.

В основе социальных стереотипов лежит именно стигматизация. Такое явление, как навешивание ярлыков отмечалось во все времена. Мы знаем, что для каждой эпохи характерны те или иные правила, обычаи.

Взгляды, ценности меняются. Некоторые стигмы со временем устаревают, теряют актуальность. Но клеймение, попытка обозначить отличие человека от других, производилась всегда.

В средневековье женщину могли сжечь только за то, что она обладала рыжими волосами. Общество верило, что она ведьма. Доказать свою непричастность к колдовскому искусству несчастной, не удавалось. Это характерное для средневековья явление стигматизации.

szhiganie zhenshiny

Рыжие волосы становились социальной стигмой, клеймом. Отношение к носительнице отличительного знака было заранее запрограммировано. Полноценную жизнь женщина уже вести не могла, общество её не принимало, более того, исторические факты подтверждают, что рыжеволосых девушек сжигали, как того и требовали суеверия.

Вообще, выделяют три виды стигмы:

    Позитивную (не приносящую вред человеку). Например, полные люди считаются добрыми. Вес, конечно, никак не является показателем личностных качеств человека. Негативную (влекущую за собой дискриминацию). ВИЧ-инфицированный, по мнению общества, обязательно – наркоман. Нейтральную (не вызывающую никаких последствий).

Осознание того, что он не такой, как все и неспособность найти выход из создавшейся ситуации, могут привести личность к глубокой депрессии и даже самоубийству.

Здесь работать нужно не только с обществом, но и с носителем стигмы. Необходимо устранять причины низкой самооценки. Сделать это непросто. Мнение и отношение социума важно для нас.

В чём суть концепции стигматизации?

Выясним, в чём сущность теории стигматизации. Важно разобраться, почему людям свойственно клеймить друг друга, отделять таких же существ от себя и отказывать им в праве на нормальную жизнь только потому, что они не похожи на других.

stigmatizasija

В основе теории стигматизации в социологии лежит идея общественного конфликта. Согласно ей, люди не могут мирно уживаться так, как их взгляды не совпадают.

Но отдельные классы общества обладают большими привилегиями. Они выражены в праве преимущества перед другими. Эти слои обладают властью, деньгами, репутацией или другими качествами, которые возвышают их над основной массой общества. В итоге они обретают право голоса и навязывают остальным социальным элементам своё мнение.

Оставшейся массе ничего не остаётся делать, как только повиноваться и следовать выдвинутым требованиям. Социальная стигматизация – характерная черта любого общества.

Яркими сторонниками теории стигматизации личности были Г. Беккер, Э. Лемерт и К. Эриксон. Они утверждали, что изначально ни один из поступков человека не может квалифицироваться как криминальный или некриминальный.

На характеристику повлияет оценка общества, социума. Если оно признаёт действие негативным, значит, оно будет квалифицироваться как криминальное.

Кроме того, сторонники теории объясняли, что всем людям присуще девиантное поведение. То есть человеку свойственно в определённых ситуациях вести себя не так, как требуют правила общества (законы).
Но вот определяют нормы поведения как раз те, кто имеет власть. Они навязывают их обществу. Тот, кто не соблюдает требования, не подходит под стандарты, становится изгоем.

Когда власть меняется, устанавливаются новые порядки и появляются новые стигмы. Когда одна эпоха сменяется другой, большинство стигм отмирает, они становятся несущественными.

Таким образом, любое общество склонно к стигматизации. Но сторонники теории утверждают, что это не сам ярлык, а реакция социума на неправильное поведение (образ) отдельной личности или группы лиц.

Навешивание ярлыков можно сравнить с попыткой обезопасить себя. Люди не любят, когда кто-то выделяется из толпы. Они хотят его сделать таким же, понятным и приемлемым. Тогда всё станет просто и понятно. Угроза опасности отступит. Такой установкой можно объяснить привычку людей клеймить отдельную личность.

Стигматизация проявляется даже в повседневной жизни. Если девушка носит короткую юбку, значит, она изначально готова вступить в сексуальный контакт с любым, кто ей предложит. Таково мнение общества. Одежда служит знаком, клеймом.

devushka v korotkoi yubke

На самом деле, это всего лишь реакция и мнение большинства о стиле её одежды. Никакими доказательствами о том, что девушка – легкодоступная особа, социум не располагает. Но отношение к ней уже определено.

Многие люди понимают, что стигмы работают и мешают благополучному существованию, достижению цели. Чтобы получить нужный результат, они могут «притвориться», надеть маску. Светловолосая девушка получит работу финансиста гораздо быстрее, если перекрасит волосы в тёмный цвет. Социологи проводили подобный эксперимент. Поэтому мы стараемся подстроиться под общество, чтобы нам не навешали ярлыков. Мы должны соответствовать социуму и жить по принятым правилам. Любое отклонение вызывает протест окружающих.

Социальные стигмы травмируют психику человека. Люди даже не догадываются, что своим запрограммированным отношением обижают личность.

Более того, клеймение приводит к дискриминации. Например, считается, что женщины изначально глупы, плохо управляют транспортом. Приоритетное право остаётся за мужчиной.

Общество осудит даму, которая сидит за рулём дорогого автомобиля. Обязательно найдутся те, кто выскажется о том, как именно женщина получила машину. Тот факт, что она работала по 15-16 часов в сутки, никого не волнует. Главное, что всем уже «понятно», что именно представляет собой эта особа.

zhenshina za rulem sportivnoi mashiny

К счастью, современные люди понимают, что навешивание ярлыков, опасно. Власти вводят ряд программ, направленных на устранение общепринятых мнений. В таком случае речь идёт о дестигматизации.

В качестве примера можно привести ситуацию с больными, имеющими психический диагноз. Мы знаем, что не все личности, стоящие на учёте у психиатра, представляют опасность для общества.

Многие заболевания успешно корректируются. Человек способен вести нормальную, полноценную жизнь. Но ему этого делать не дают. На нём ярлык, клеймо. Чтобы изменить представления о пациентах с психиатрическим диагнозом, вводят профилактические мероприятия: организуют лекции, проводят беседы с родственниками и т.д.

Случалось, что родителей лишали прав на ребёнка только потому, что один из них состоял на учёте у психиатра. Социальные службы не спешили разбираться, а сразу же принимали меры. Цель – обезопасить ребёнка. На практике психическое расстройство не являлось поводом для такой меры. Болезнь протекала в лёгкой форме, рецидивов удавалось избегать при помощи лекарственных препаратов.

Печален факт того, что клеймо, повешенное на родителя, переходит и на ребёнка. Педагоги, воспитатели, друзья изначально считают его неполноценным элементом общества, неспособным к обучению только потому, что он родился в семье, где один из родителей – психически не здоров.

Государство не только должно, но и обязано вводить программы по дестигматизации. В России подобные попытки делаются. Но процесс медленный. Люди неохотно расстаются с устоявшимися мнениями.
Детей с ограниченными физическими возможностями по-прежнему не воспринимают как полноценных членов общества. Хотя практика и показывает, что они успешно обучаются в тех же образовательных заведениях, что и обычные ребята.

Паралимпийские игры – яркий пример дестигматизации современного общества. Это мероприятие, направленное на смягчение стигматизации, попытка изменить мнение общества к людям с инвалидностью.

paralimpiiskie igry

Причины стигматизации

1. Культурные традиции, обычаи, мифы (рыжеволосые женщины – ведьмы).

2. Недостаточная осведомлённость общества о каком-либо явлении (предвзятое отношение к людям с диагнозом ВИЧ).

3. Устоявшиеся стереотипы (женщины – плохие водители).

4. Низкий социальный уровень общества. Если основную массу населения составляют малообразованные люди, явлений стигматизации не избежать.

Без работы с населением избавиться от негативного отношения к людям, которым «повесили» тот или иной ярлык, не удастся. Стигматизация – опасное общественное явление.

Примеры стигматизации

Стигматизация классифицируется в зависимости от сферы проявления «отличительных знаков». Выделяют несколько разновидностей явления. Опишем их и приведём примеры.

Физическая

Стигмой наделяются люди с физическими или психическими отклонениями, нарушениями, диагнозами. Это серьёзная проблема для общества. Человек с диагнозом, отклонением, к которым отмечается предвзятое отношение масс, становится изгоем. Примерами послужат:

1. Стигматизация психических расстройств. Стигматизация психически больных проявляется в предвзятом отношении к ним. Специалисты должны проводить дестигматизацию, то есть вести разъяснительную работу. Люди с диагнозами не могут получить работу, воспитывать детей, иметь право голоса. Часто отношение не обосновано. Далеко не все люди с психическими диагнозами неполноценны. Отношение к ним неоправданно.

psikhicheskie rasstroistva

2. Стигматизация инвалидов проявляется также в предвзятом отношении. Человек считается неспособным к самостоятельным действиям. Например, банк отказывает клиенту в предоставлении кредита на основании того, что у него имеется группа инвалидности. Сотрудникам не важен тот факт, что потенциальный заёмщик вполне платежеспособное лицо, так как, к примеру, зарабатывает интеллектуальным трудом, удалённо. Его считают неспособным заработать только из того, что у него ампутирована нога.

invalidnost

3. Стигматизация ВИЧ-инфицированных может проявиться в брезгливом отношении к человеку с установленным диагнозом. Его могут обвинить во множестве половых партнёров, наркомании, хотя заразился он, к примеру, из-за халатности врача.

vich test

Стигма – наличие диагноза, дефекты внешности.

Психологическая

Личность сама себя наделяет ярлыком и не даёт себе право на полноценную жизнь. Пример: мужчина уверен, что из-за полноты никогда не женится. Сказывается общественное мнение о том, что девушки предпочитают спортивных мужчин.

У стигматизированного человека отмечается низкая самооценка. Он редко выходит из дома, сводит все контакты с противоположным полом к минимуму. Он лишает себя возможности обзавестись семьёй.

Психологическая стигма может возникнуть на фоне физической. Например, инвалид уверен, что никто из девушек не захочет создать с ним семью, так как общество неблагосклонно относится к инвалидам, считает их неполноценными.

psikhologicheskaja stigma

Психологическая стигматизация может привести к разрушению личности и самоубийству или намеренном нанесении вреда своему здоровью (похудеть любыми средствами).

Социальная

Выражается в нанесении клейма исходя из положения человека в обществе. Может быть негативной и положительной:

1. Сына начальника изначально поддерживают, стараются обеспечить ему комфорт только потому, что его отец занимает высокий пост.

2. Освободившегося осуждённого не принимают на работу. Его считают способным на любое злодеяние. Стигматизация и дискриминация в этом случае стоят бок о бок. Права человека ущемляются.

sosialnaja stigmatizasija

3. Воспитанников детских домов изначально считают будущими уголовниками, преступниками и т.д. К ним общество относится предвзято.

Социальное положение, статус человека – стигма.

Культурная

Проявляется в наделении клейма исходя из национальности человека. Например, все русские много пьют. Только тот факт, что человек русской национальности позволяет утверждать, что личность определённо много употребляет. Не имея никаких доказательств, стигматизированного человека причисляют к алкоголикам. На деле он может, вообще, не употреблять алкогольных напитков. Здесь тоже можно говорить о дискриминации по национальному признаку.

Распространена гендерная стигматизация. Например, обществом осуждается сентиментальный мужчина. Сильный пол не должен проявлять своих эмоций, плакать, страдать, быть чутким и нежным.
Поведение мужчины считают неадекватным, а его самого «бабой», как бы жёстко это ни звучало.

muzhchina plachet

Примером гендерной стигматизации может послужить образ девочки, которая предпочитает носить брюки. Её с детства убеждают в том, что она не мальчик, а девочка, и поэтому должна носить платья. Таким образом, общество навязывает своё мнение ребёнку в детстве и программирует его на определённое поведение. Таким примеров масса: мужчины не должны следить за своей внешностью, укладывать волосы, делать педикюр и т.д.

Заключение

Таким образом, стигматизация в современном обществе, чаще носит негативный характер. Она пагубно влияет на личность. Навешивание ярлыков не позволяет ей самореализоваться, воплощать идеи в жизнь, добиваться поставленных целей. Более того, стигматизация может стать причиной низкой самооценки и даже самоубийства отдельных индивидов. Стоит подумать, прежде чем клеймить того или иного человека.

av

Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни.
В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Значения слов и выражений
Adblock
detector