в чем сущность программно целевого метода планирования

Программно-целевое планирование

«Руководитель автономного учреждения», 2012, N 1

Настоящая статья знакомит читателей с программно-целевым методом планирования. Планирование имеет дело с неопределенностью, которая с ускорением научно-технического прогресса увеличивается, сокращая горизонт видения будущего. Несмотря на то что преодолеть неопределенность невозможно, планирование является тем инструментом, который ее «укрощает». Программно-целевой метод позволяет снизить неопределенность в среднесрочной и долгосрочной перспективе, а также управлять будущим состоянием через систему изменений настоящего.

Программно-целевое планирование (ПЦП) специалисты по праву признают передовым методом. Считается, что он возник в 60-х гг. прошлого века в коммерческом секторе (автомобилестроение США) и затем был внедрен в Министерстве обороны и других ведомствах Соединенных Штатов. Однако гораздо раньше на базе ПЦП в России был осуществлен такой грандиозный план, как ГОЭЛРО. Плановая система хозяйствования была свойственна именно социалистической системе, поэтому отдавать первенство другим странам было бы неверно. Частный предпринимательский сектор взял на вооружение все передовые идеи, в том числе планирование как эффективный инструмент управления. С падением плановой системы хозяйствования в нашей стране были преданы забвению многие эффективные инструменты, и теперь они возвращаются к нам в качестве передового западного опыта.

По мнению автора, именно по этой причине ПЦП в нашей стране реализовалось в первую очередь на макроуровне: преемственность была легко восстановлена на государственном уровне, а на корпоративном, к сожалению, оказалась утрачена. Поэтому в отношении применения ПЦП на микроуровне наблюдается методологический пробел, который хозяйствующие субъекты вынуждены ликвидировать по большей части самостоятельно.

Суть метода

Из содержания ст. 34 БК РФ видно, как измеряется эффективность использования бюджетных средств: исходя из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. За данной формулировкой кроется математически решаемая задача.

БК РФ трактует эффективность именно в этом смысле. Мы видим две возможные постановки задачи:

Преимущества и недостатки метода

Основным недостатком ПЦП является, как было отмечено выше, слабая методическая база. С помощью настоящей публикации мы постараемся частично восполнить данный пробел.

Методологические источники

Основные документы по ПЦП разработаны экономическими ведомствами РФ для удовлетворения потребностей планирования на уровне макроэкономики. Поэтому работа по адаптации рекомендуемых в них процессов и процедур для уровня микроэкономики ложится на плечи руководителей высшего и среднего звена АУ. В представленной ниже таблице указан перечень источников, которые могут быть исследованы и применены при внедрении ПЦП в автономном учреждении.

Этапы ПЦП

Проанализировав вышеприведенные документы, можно выявить основные этапы проведения программно-целевого планирования:

Отметим, что первый этап в большей степени характерен для макропланирования в случае конкуренции за финансовые ресурсы. На уровне автономного учреждения этот этап, возможно, будет пропущен, но он, например, характерен для проектной организации (учреждения образования, науки). Однако АУ как объект планирования со стороны распорядителя бюджетных средств борется по данному принципу за выделение доли финансирования.

Оценка эффективности

Если обратиться к текстам отраслевых ЦП, эффективность от реализации которых поддается рублевому исчислению, мы увидим, что оценка производится по Рекомендациям N ВК 477. По мнению автора статьи, этот документ заслуживает особого внимания, поскольку он универсален и имеет широкую область применения. Несмотря на то что без специальной финансовой подготовки полностью изучить Рекомендации N ВК 477 сложно, остановимся на ключевых моментах, которые там рассматриваются.

Эффективность проекта включает в себя:

Показатели комплексной эффективности проекта характеризуют с экономической точки зрения технические, технологические и организационные проектные решения. Показатели коммерческой эффективности проекта учитывают финансовые последствия его осуществления для участника, реализующего ИП, при этом предполагается, что участник производит все необходимые для реализации проекта затраты и пользуется всеми его результатами. При оценке бюджетной эффективности проекта учитываются налоговые и иные поступления в бюджет, генерируемые ИП.

В качестве основных показателей, используемых для расчетов эффективности ИП, применяются:

В расчетах эффективности учитывается и сопряженный эффект, возникновение которого в большей степени характерно для АУ, а именно:

По проектам, предусматривающим создание новых рабочих мест в регионах с заметным уровнем безработицы, учитывается экономия бюджетных средств на создание эквивалентного количества рабочих мест.

Кроме того, в Рекомендациях N ВК 477 указан порядок расчета региональной, отраслевой, бюджетной эффективности. Показатели бюджетной эффективности рассчитываются на основании определения ЧДД бюджетных средств.

Связь ПЦП с другими методами планирования

Программно-целевое планирование является комплексным методом. При осуществлении ПЦП используются другие методы. В частности:

Кадровое обеспечение ПЦП

ПЦП отвечает задачам стратегического планирования, которое в большей мере является прерогативой руководящего состава АУ и в меньшей степени ориентировано на среднее и низшее звено.

При внедрении ПЦП желательно изменение организационной структуры АУ на матричную. Дело в том, что программа, проект предполагают руководителя и уполномоченных лиц по их реализации. При матричной организационной структуре каждый человек имеет двойную подчиненность: в рамках штатного расписания и в рамках реализации программы.

Как и любой другой метод планирования, ПЦП благоприятно влияет на процесс управления АУ. Систематическое сопоставление плановых и отчетных показателей показывает сотрудникам важность тщательного подхода, поскольку недостатки планирования приводят к срыву мероприятий, требуют авральной работы. Однако допущенные просчеты одновременно рождают и нетрадиционные способы решения задач, развивают управленческий талант и деловую интуицию.

Поиск идей

Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р.

Поскольку развитие человеческого потенциала является центральным звеном данной Концепции, это открывает возможности для формулировки программ АУ по следующим направлениям:

Более конкретные цели руководители АУ могут взять из таких направлений Концепции, как:

Заключение

Источник

Программно-целевые методы планирования развития территорий — Сущность программно-целевого подхода

Программно-целевой метод — это метод разработки плановых решений крупных народнохозяйственных проблем. Его суть заключается в выборе и обосновании основных целей социально-экономического и научно-технического развития, а также в разработке системы мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами.

Этот метод планирования используется для решения как народнохозяйственных, так и местных производственных, технических, экономических и других проблем.

Необходимость программно-целевого метода планирования обусловлена усложнением межотраслевых и межрегиональных связей, выходом производственных, экономических и социальных проблем за рамки одной отрасли или региона. Отраслевое планирование способствует ускорению научно-технического прогресса, но приводит к ведомственной разобщенности, что препятствует интеграции. Территориальное планирование позволяет развивать региональную инфраструктуру, но имеет региональные ограничения.

Поэтому программно-целевые методы стали важнейшими методами планирования, а целевая комплексная программа — основным плановым документом, содержащим согласованный по срокам, исполнителям комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективное решение поставленных задач. В сочетании с отраслевым и территориальным планированием, а также с применением балансовых, нормативных и других методов она позволяет увязать интересы отраслей и территорий и общества в целом.Разработка целевых комплексных программ является не только методом планирования социально-экономического развития, но и средством реализации экономической политики государства. В настоящее время в Российской Федерации разрабатываются и реализуются федеральные, межгосударственные, программы субъектов Российской Федерации, региональные и местные целевые программы.

На федеральном уровне устанавливается перечень приоритетных проблем, подлежащих программной разработке. Он включает в себя:

l социальное развитие, включая повышение экологической безопасности;

l поддержка эффективных и снятие с производства неперспективных и устаревших производств;

развитие инфраструктуры, необходимой для структурных преобразований;

l эффективное использование ресурсов и сохранение ценного научно-технического потенциала;

l Согласование производства и платежеспособного спроса;

l диверсификация экспортного потенциала.

Для решения особо важных общегосударственных задач целевым программам присваивается статус президентских программ, инициируемых Президентом Российской Федерации.

В отдельных случаях статус президентской программы может получить уже утвержденная Президентом программа. Координацию реализации президентских программ осуществляет Центр президентских программ Администрации Президента Российской Федерации. По поручению Президента Российской Федерации Центр проводит экспертизу представленных проектов программ. Проекты программ, прошедшие экспертизу, направляются Президентом Российской Федерации в Правительство Российской Федерации для доработки и реализации.

Перечень целевых программ формируется в соответствии с прогнозом социально-экономического развития страны, определенными приоритетами, и включается в бюджет на очередной год. Программа социально-экономического развития России занимает приоритетное место среди федеральных программ. Программа оценивает результаты развития российской экономики за прошедший период по следующим направлениям: макроэкономическое, инвестиционно-структурное, аграрное, экологическое, социальное, региональное, внешнеэкономическое и др.

Программа социально-экономического развития страны разрабатывается на краткосрочную и среднесрочную перспективу на основе положений, содержащихся в послании Президента РФ Федеральному Собранию. Она вносится Правительством РФ на рассмотрение Совета Федерации и Государственной Думы.

image 97712Программно-целевые методы планирования развития территорий — Сущность программно-целевого подхода

lfirmal 3

Сущность программно-целевого подхода

В современной литературе, посвященной управлению социально-экономическими процессами, объектами, отношениями, все чаще используются понятия «программно-целевые методы», «программно-целевая деятельность», «ПЦП», «целевые программы».

Программно-целевая деятельность — это система планируемых, подлежащих реализации мер, действий, осуществление которых призвано обеспечить достижение единой, заранее определенной цели. Определенная таким образом программно-целевая деятельность имеет разнообразные формы. Все формы, виды деятельности, охватывающие планирование, прогнозирование, организацию, координацию на программно-целевой основе, используют общую методологию, называемую программно-целевым подходом, или программно-целевым методом. Такая методология наиболее характерна для процессов разработки и реализации управленческих решений, связанных с задачами проблемного характера, возникающими в самых различных областях жизни, экономики, производства, обмена, потребления.

В широком смысле слова программно-целевой метод — это способ решения крупных и сложных проблем путем разработки и реализации системы программных мероприятий, ориентированных на цели, достижение которых обеспечивает решение возникших проблем.Чтобы получить полное представление о программно-целевом методе решения социально-экономических проблем различного уровня и масштаба, представим более подробно основные черты и признаки этого метода.

Программно-целевой метод используется чаще всего при наличии проблемных ситуаций, которые не находят своего решения в инерционном режиме функционирования и развития программируемой системы. Другими словами, программно-целевой метод следует использовать, если проблема не устраняется в процессе естественного функционирования системы, а, наоборот, имеет тенденцию к усугублению. Как следствие, необходимо принятие специальных программных мер, концентрация усилий, мобилизация ресурсных возможностей для решения проблемы в течение определенного периода времени. Как следует из этих положений, программно-целевой метод относится к категории проблемно-ориентированных, тесно связанных с решением неотложных, масштабных, долгосрочных проблем.

Программно-целевой метод предполагает первоначальную постановку, определение целей, на достижение которых ориентированы мероприятия и действия, предусмотренные программой. Система целей программы должна определяться, исходя, с одной стороны, из характера решаемой проблемы, а с другой — из ресурсных возможностей решения, с учетом ограничений, накладываемых наличием ряда проблем и общей узостью ресурсных возможностей. Постановка целей должна осуществляться в непосредственной связи с планируемыми сроками достижения целевого уровня.Постановка целей и целеполагание как органическая часть и определяющая черта программно-целевого метода призваны ориентировать программную деятельность на цели, лежащие в основе программы. Кроме того, генеральная цель и весь комплекс целей программы действий по решению проблемы призваны быть связующим звеном, объединяющим эти действия в целенаправленную систему. Методология ПКУ предусматривает обоснование целей с точки зрения их достижимости во времени и согласованности с ресурсными возможностями.

Применение программно-целевого метода исходит из необходимости придания постановке программных целей максимально возможного уровня конкретности и количественной определенности. Данный метод характеризуется рассмотрением совокупности целей и задач, образующих многоуровневую, иерархически построенную систему целей, охватывающую все целевые элементы, достижение которых необходимо для решения программной проблемы, рассматриваемой во всех ее аспектах, с учетом различных аспектов.

Сущность и содержание программно-целевого метода

Суть программно-целевого подхода заключается в переходе от набора системно организованных целей и задач решения проблемы к системе программных действий, мероприятий по достижению целей, решению целевых задач, ведущих к смягчению или устранению проблемы. Суть программно-целевого подхода заключается в построении программы целеполагающих действий через набор процедур, формирующих их состав и позволяющих гарантировать, что запланированные действия приведут к достижению поставленных целей. При этом возникает необходимость обеспечения согласованности в постановке программных целей и программных мероприятий по их достижению в заданные сроки при заданных ресурсных возможностях и ограничениях.

Такая согласованность достигается за счет того, что программно-целевой метод опирается на использование логической схемы формирования программ, выраженной формулой: «цели программы — пути достижения целей программы — средства, необходимые для практической реализации путей». Данная формула отражает основной методологический принцип, согласно которому цели программы должны быть воплощены в системе мер, путей и средств их реализации, обеспеченных, в свою очередь, необходимыми для этого средствами и ресурсами.

В основе метода лежит идея двунаправленного движения: от целей к средствам их достижения и от средств к целям, которые могут быть достигнуты в результате их использования. Цель первична лишь в том смысле, что она вытекает из проблемы программы и задает общую направленность программных действий, их ориентацию на решение проблемы. В то же время параметры цели в виде достижимого уровня решения задач программы зависят от ресурсных возможностей программы, включая такой ресурс, как время.

Таким образом, программно-целевой метод не только фокусирует средства, используемые для достижения целей программы, но и взаимно координирует, связывает цели и средства. Связь выступает как совокупность необходимых мер, действий, направленных на решение проблемы программы. Благодаря логике программно-целевого метода, выраженной триединой формулой «цели — пути — средства», ему удается сочетать принципы адресности, ресурсообеспеченности, системного подхода, т.е. учета взаимосвязей и взаимодействий, присущих процессам решения крупных комплексных проблем и управления такими процессами.

Другой характерной особенностью программно-целевого метода управления сложными социально-экономическими проблемами является его адаптивность к поиску эффективных, экономически выгодных вариантов решения проблем. В процессе взаимного согласования целей, программных мероприятий и потребностей в ресурсах осуществляется не только их взаимная корректировка, но и вариантный анализ путей решения проблемы и видов используемых для этого ресурсов.

Такой анализ направлен на поиск целевой системы программных мероприятий, удовлетворяющей одному из двух условий:

Поскольку применение программно-целевого метода связано с решением отдельных проблем социально-экономического развития, необходимо иметь в виду взаимосвязь данной программной проблемы с другими проблемами и с общими политическими, экономическими, социальными условиями внешней по отношению к проблеме среды. Наличие этой среды накладывает ряд ограничений на выбранные программные методы решения проблемы и используемые ресурсы. Необходимо также учитывать законодательные, нормативные и правовые ограничения. Учет таких ограничений наряду с анализом возможных побочных эффектов предпринимаемых программных действий присущ правильно используемому программно-целевому методу.

Целевые программы как инструмент бюджетного планирования и прогнозирования

Целевые программы — обязательная составляющая федерального, региональных и местных бюджетов, предусмотренная классификацией бюджетных расходов. Из бюджетов всех уровней могут финансироваться адресные инвестиционные программы, программы решения отдельных приоритетных проблем социального, экологического, отраслевого и т.п. характера, а также программы развития отдельных территорий.

Долгосрочные целевые программы должны разрабатываться государственным органом исполнительной власти (органом местного самоуправления) и подлежать утверждению соответствующим законодательным или представительным органом местного самоуправления. Формирование общего перечня долгосрочных целевых программ осуществляется органом исполнительной власти (органом местного самоуправления) в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и определенными на основе этих прогнозов приоритетами.

Целевая программа — это комплекс мер политического, нормативно-правового, финансового, экономического, социального, экологического, производственного, научно-исследовательского, информационного и иного характера, специально предназначенных для решения обоснованно приоритетной (федеральной, региональной или местной) проблемы, расположенных в определенной последовательности и скоординированных по ресурсам, исполнителям и срокам исполнения. Под программно-целевым методом («подходом») понимают теоретические и научно-методические основы разработки и реализации целевых программ в указанном выше смысле, иначе говоря, научно-методические основы управления решением комплексных проблем с использованием целевых программ.

Основное назначение каждой программы — концентрация ресурсов на целевом решении наиболее приоритетных проблем. Важнейшим условием эффективности программ является отбор проверенных приоритетных проблем (задач), на которых стратегически необходимо сконцентрировать бюджетные силы и средства. Уместно отметить, что все неудачи с реализацией большинства российских программ были вызваны нетрадиционным, непроверенным приоритетным целеполаганием.

Одно из главных условий эффективности программ связано с информационным обеспечением на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. При обосновании программно-целевых мероприятий используется не только официальная статистика, но и проводятся специальные исследования (социологические, экологические и др.).

Существенными характеристиками целевых программ являются следующие составляющие: обособленность расходов, включаемых в целевые программы, от других расходов СБП;

Принципиальное значение в рамках федерального бюджета имеют федеральная целевая программа «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы» и федеральные целевые программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» и «Чистая вода».

Методы планирования

Под методом планирования понимается конкретный способ, технический прием, с помощью которого решается какая-либо плановая задача, рассчитываются численные значения показателей прогнозов, программ и планов. В теории и практике плановой деятельности за многие годы накоплен значительный набор различных методов разработки прогнозов и планов.

По мнению ученых, существует более 150 различных методов. На практике в качестве основных используются только 15-20 методов. Развитие информатики и вычислительной техники позволяет расширить спектр используемых методов прогнозирования и планирования и усовершенствовать их.

По степени формализации методы экономического прогнозирования (планирования) можно разделить на интуитивные и формализованные.

Интуитивные методы основаны на интуитивно-логическом мышлении. Они используются, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта или когда объект слишком прост и не требует трудоемких расчетов. В остальных случаях такие методы целесообразно использовать в сочетании с формализованными методами.Среди интуитивных методов широкое распространение получили методы экспертных оценок. Они используются для получения прогнозных оценок развития производства, научно-технического прогресса, эффективности использования ресурсов и т.д.

К формализованным методам относятся методы экстраполяции и методы экономико-математического моделирования. Они основаны на математической теории.

Среди методов экстраполяции широкое распространение получил метод подбора функции на основе метода наименьших квадратов (МНК). В современных условиях все большее значение придается модификациям АНК: методу экспоненциального сглаживания с регулируемым трендом и методу адаптивного сглаживания.

Методы моделирования предполагают использование в процессе прогнозирования и планирования различного рода экономико-математических моделей, которые представляют собой формализованное описание экономического процесса (объекта) в виде математических связей и зависимостей. Существуют следующие модели: матричные модели, модели оптимального планирования, экономико-статистические (трендовые, факторные, эконометрические), имитационные модели, модели принятия решений. Для реализации экономико-математических моделей используются экономико-математические методы.

В практике прогнозирования и планирования также широко используются следующие методы: балансовый, нормативный, аналитический (экономический анализ), программно-целевой Балансы, используемые на уровне предприятия, позволяют судить об имеющихся производственных мощностях, их динамике в прогнозном периоде, степени использования, планировать производство предприятия в маркетинговом мониторинге; получить четкое представление о ресурсах фонда действующего оборудования и производственных мощностей и его использовании в производстве, и Система балансов охватывает все разделы программ и планов, при их составлении используется как балансовый метод, так и все другие методы планирования.

Нормативные методы основаны на применении научно обоснованных прогрессивных норм и стандартов. Под нормой понимается регламентированная величина абсолютного потребления ресурсов на единицу продукции или на единицу работы.

На странице курсовые работы по менеджменту вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Менеджмент».

Читайте дополнительные лекции:

lfirmal 3

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Значения слов и выражений
Adblock
detector