в чем сходство живой и неживой природы

Содержание

Чем живые существа отличаются от предметов неживой природы: сравнения, сходства и отличия. Как показать связь между живой и неживой природой? Почему человека относят к живой природе?

459f2155594f040cf152090853c43ad9

Что такое живая и неживая природа: признаки, описание, примеры

Порой дети загоняют родителей в глухой угол, ставя каверзные вопросы. Иногда даже не знаешь, как на них ответить, а порой просто не находишь подходящие слова. Ведь детям нужно не только правильно объяснять, но и говорить на доступном для них языке.

Тема живой и неживой природы начинает интересовать детвору еще до начала школьной жизни, да и она имеет огромное значение в правильно восприятии окружающего мира. Поэтому, нужно хорошенько разобраться в теме природы и понять, почему выделяют и что это такое – живая и неживая природа.

Что такое живая природа: признаки, описание, примеры

Давайте первым делом разберемся (или же просто вспомним), что такое природа в целом. Вокруг нас очень много живых организмов и неживых объектов. Все то, что может появляться и развиваться без участия человека и называется природой. То есть, например, леса, горы, поля, камни и звезды относятся к нашей с вами природе. А вот машины, дома, самолеты и прочие постройки (а также техника) не имеет никакого отношения даже к неживой области природы. Это то, что создал сам человек.

По каким же критериям выделяют живую природу.

Теперь немного углубимся в тему, какие еще бывают признаки живой природы:

Мы оговорили важные и обязательные условия. А теперь еще добавим несколько научных фактов. Скажем так, для того, чтобы ваш ребенок еще больше блистал умом и сообразительностью. Ведь не забываем, что информация в плане учебы лишней не бывает.

ВАЖНО: Чтобы ребенку стала понятней данная тема, смастерите человека или другого живого существа из конструктора. Пусть он представит, что каждая деталь и является клеткой.

Какие виды живых существ выделяет биология?

Что такое неживая природа: признаки, описание, примеры

Как уже догадались, неживая природа не может дышать, расти, есть, размножаться. Хотя есть и некоторые нюансы в этих вопросах. Например, горы могут расти. А огромные плиты земли могут двигаться. Но об этом более подробно мы позже поговорим.

Поэтому, давайте выделим основные признаки неживой природы.

ВАЖНО: Единственное изменение природы – это переход из одного состояния в другой. То есть, например, камень со временем может стать пылью. А самым ярким примером выступает вода. Она может испаряться, затем скапливаться в облаках и выпадать в виде осадков (дождя или снега). Также она может становиться льдом, то есть принимать и твердую форму. Напоминаем, что существует три состояния – газообразная, жидкая и твердая формы.

А какие существуют виды неживой природы?

Ребенок уже в начальных классах должен иметь элементарные представления не только о живой природе, но и о неживых элементах. Чтобы было их легче воспринимать, нужно сразу выделить три группы. Тем более, в дальнейшем на уроке географии это будет только плюсом.

ВАЖНО: Кислород необходим нам для поддержания жизни. А вот азот, разбавляя его, не допускает лишнего вдыхания кислорода. Так что эти компоненты очень важны для нас, и они поддерживают в балансе друг друга.

Кстати, еще нужно выделить отдельно Солнце. Ведь без него не было бы ничего живого. Да, в принципе, наступила бы просто тьма. Он дарит нам тепло, свет и энергию.

Чем живые существа отличаются от предметов неживой природы: сравнения, особенности, сходства и отличия

Мы уже выше дали полное понятие каждому аспекту, выделив главные отличия между живой и неживой природой. То есть, показали их основные характеристики. Тем более, предоставили в развернутом виде, поэтому не станем повторяться.

Хочется лишь добавить, какие же сходства есть между живой и неживой природой:

Как показать связь между живой и неживой природой? Невидимые нити между живой и неживой природой: описание

Мы дали не только отличия между живой и неживой природой, но и показали общие черты между ними. Но нужно еще выделить и то, что в природе все взаимосвязано.

Что указывает на общность живой и неживой природы?

Для этого нужно вспомнить курс физики. Все живые и неживые объекты состоят из частиц. А точнее, из атомов. Но это уже немного другая, более сложная наука. И еще хотелось бы подключить знания из химии. У всех представителей природы одинаковый химически состав. Нет, все они по-своему разные.

Роль почвы во взаимосвязи живой и неживой природы: описание

Роль воды и кислорода просто огромная для живой природы. Но вот саму почву просто невозможно переоценить. Поэтому, сразу начнем с самого главного.

Например, почва питает растения и вместе с водой способствуют их росту. А те уже становятся пищей для других животных. Кстати, некоторые животные являются пищей для представителей высшей цепочки.

ВАЖНО: Мы уже упоминали об этом, что животные и растения тоже ее обогащают, после своей гибели. И начинается цепочка снова, полученные вещества становятся пищей для микроорганизмов и других растений.

Факторы неживой природы, влияющие на живые организмы: описание

Да, все факторы неживой природы влияют на живые организмы. Причем в прямой степени. Их можно найти целое множество, но выделим самые основные и главные.

Почему человека относят к живой природе?

Человек не просто относится к живой природе, он находится на вершине всей цепочки! Мы говорили в самом начале о признаках. Вот и делаем по этому поводу выводы. Человек, дышит, питается, растет и развивается. У всех появляются свои детки, а в завершающем этапе мы покидаем этот мир.

Например, животные не могут сами построить себе дом. А человек даже делает целое произведение искусства. И это лишь небольшой пример его деятельности. Мы максимально используем растения, деревья и прочих животных. Даже, если взять льва – царя зверей. Его человек может запросто победить (да, для этих целей он использует такие изобретения, как кинжал или пистолет).

Видео: Живая и неживая природа: объекты и явления

Источник

4. ВИДИМОЕ СХОДСТВО ЖИВОГО И НЕЖИВОГО

4. ВИДИМОЕ СХОДСТВО ЖИВОГО И НЕЖИВОГО

Вы познакомились с теми признаками, по которым живое существо можно отличить от неживого. В самом деле, кусок камня или железа нельзя признать за живое существо, потому что камень или железо не могут самостоятельно двигаться. Они не питаются, не растут, не размножаются, не способны восстанавливать утраченные части. Правда, из железа, например, можно построить сложную машину, которая будет «питаться» углём и двигаться. Но она не будет расти, не будет увеличиваться в размерах, а наоборот, будет мало-помалу изнашиваться, стираться. Из одной машины не вырастет двух: машина не может размножаться. Какую бы ни изобрести машину, она всё-таки не будет живым организмом. Изобретали даже такие сложные куклы-машины, которые могли не только двигаться, но и произносить несколько слов. Такие куклы, на первый взгляд, походят на живых людей, но им не хватает основных признаков жизни.

Итак, бы видите, что признаки жизни действительно позволяют отличить живое от неживого, несмотря на то, что неживое иногда бывает похоже на живое. По указанным признакам можно отличить также живое существо от мёртвого, например, живого человека от мертвеца. Наконец, по этим же признакам вы можете все существа объединить в единый живой мир. Как бы живые существа ни отличались внешне друг от друга, все они имеют одни и те же признаки жизни.

Но всегда ли, однако, можно найти у живых существ все эти признаки жизни? Не бывает ли случаев, когда эти признаки у живых существ нельзя обнаружить? И наоборот, не бывает ли так, что эти признаки обнаруживаются и у неживых тел?

Оказывается, бывает. Так, вряд ли кто задумывался, например, над вопросом, живёт ли маленькое пшеничное зерно. В самом деле, с виду оно мало чем отличается от простого камешка. Какие из названных признаков жизни можно отыскать у пшеничного зерна? Оно не движется, не питается, не растёт, не размножается, не восстанавливает утраченных частей. Пшеничное зерно может пролежать в амбаре несколько лет, и за всё это время оно остаётся совершенно безжизненным. Однако известно, что оно не мёртвое. Действительно, стоит только бросить зерно в землю, как оно начнёт расти. Из него вырастет растение — живое существо со всеми признаками жизни. Мёртвое же тело нельзя оживить. Значит, пшеничное зерно — не мёртвое тело. Стало быть, в пшеничном зерне где-то теплится жизнь. Это зёрнышко как бы пребывает на пороге между жизнью и смертью: оно не живое, но и не мёртвое. Обычно говорят, что пшеничное зерно находится в состоянии скрытой жизни.

Состояние скрытой жизни встречается довольно часто. Оно наблюдается у семян всех растений вообще. А иногда в состоянии скрытой жизни может находиться и целое растение. Такое растение высыхает и превращается в пучок сухих веточек. Ветер катит его по полю, как мёртвые листья поздней осенью. Но стоит только ему попасть в воду или во влажную землю, как растение оживёт, расправится, пустит листочки и будет расти, как ни в чём не бывало.

355898 5 i 023

Рис- 20. Тихоходка. Слева изображено деятельное животное, справа — оно же в высушенном состоянии. Стоит, однако, поместить высушенную тихоходку в воду, как она снова оживёт и примет такой же вид, как и животное слева.

Встречается это состояние и у животных. Некоторые черви и другие животные, например тихоходки, иногда подсыхают, превращаются в сухой, совсем безжизненный на вид комочек, и в таком виде их можно находить в песке, на крышах домов. Здесь они могут пролежать пять и даже десять лет. Но стоит только положить их в воду, как они снова оживают. Такое животное изображено на рис. 20. Щуку можно заморозить так, что она превратится в сплошной кусок льда. В такой рыбе мало кто узнает живое существо. Но если её осторожно и постепенно отогреть, то она оживает. То же можно проделать с лягушкой.

Многие животные, например, лягушки, суслики, змеи, как известно, зимой впадают в спячку. Они дышат, и их нетрудно признать за живые существа. Однако всю зиму они не питаются и не движутся. Животные как бы на время замирают.

Люди, заболевающие некоторыми болезнями, впадают иногда в глубокий сон (летаргию), который может длиться многие месяцы. Человек едва-едва дышит, сердце его бьётся медленно, и на вид такой человек похож на мертвеца. На самом же деле он жив.

Больше того, некоторых людей, умерших насильственной смертью, удаётся оживить даже после того, как у них прекратилось дыхание и остановилось сердце. Правда, таких случаев пока ещё немного, и удаётся это только тогда, когда приступают к оживлению немедленно после насильственной смерти, но со временем способы оживления таких преждевременно умерших могут быть значительно улучшены.

Простейшие организмы — бактерии, когда им не хватает пищи или когда наступают сильные холода, как и черви, подсыхают и покрываются толстой скорлупой. Таким путём они превращаются в мельчайшие зёрнышки — споры и могут оставаться в этом виде очень долго — ряд лет. Как только опора попадёт в место, где достаточно воды, пищи и тепла, например, в воду или в тело человека, она снова оживает: из споры выходит бактерия— та самая бактерия, которая много лет назад высохла и оделась плотной оболочкой.

Споры образуют не только бактерии, но и многие другие простейшие существа, живущие в лужах, морях, озёрах, после того как их выхлестнет волна на берег или когда высохнет лужа.

Как вы видите, состояние скрытой жизни довольно широко распространено в природе.

355898 5 i 024

Рис. 21. Капли масла в содовой воде. Напоминают своим видом простейших животных. Некоторые капли выпускают, подобно амёбе, ложноножки.

Споры, семена растений, высохшие черви, замороженная щука, животные в спячке — живые это существа или неживые? Мы говорим, что они живые, хотя на вид их подчас невозможно отличить от неживых.

Мы называем их живыми потому, что они могут оживать, то есть вновь начать проявлять признаки жизни, как только попадают в благоприятные для себя условия.

Итак, некоторые признаки жизни могут временно исчезать.

В таких случаях живые существа могут весьма сильно походить на неживые тела. Но как бы ни замирала жизнь живых существ, в их теле всё же происходит обмен веществ. Только наблюдать его бывает очень трудно, а иногда даже невозможно.

Теперь посмотрим, могут ли неживые тела походить на живые существа, могут ли они обладать, если не всеми, то хотя бы некоторыми признаками жизни?

Опустите капельку масла в раствор соды и рассмотрите её в микроскоп (рис. 21). Вы увидите как бы большую амёбу. В самом деле, капля масла, растекаясь по воде, выпускает отростки — ножки, движется и поглощает частички пищи, как настоящая амёба.

Амёба передвигается с места на место следующим образом: у одного конца тела амёбы появляется маленькая ножка в виде отростка — веточки; эта ножка всё увеличивается до тех пор, пока в неё не перельётся вся остальная часть тела амёбы. В других случаях эта ножка втягивается обратно в тело амёбы, а с другой стороны образуется новая ножка, куда и переползает опять всё тело амёбы. Если по дороге попадается бактерия или маленькая водоросль, то ножка окружает эту пищевую частицу так, что она попадает в середину ножки, а оттуда — внутрь тела амёбы (рис. 22).

355898 5 i 025

Рис. 22. Амёба, заглатывающая водоросль. Здесь показано, как амёба постепенно заглатывает наложенную на неё нить зелёной водоросли; водоросль в конце концов свёртывается клубочком в теле амёбы.

Если внимательно проследить за каплей масла в содовом растворе, то можно увидеть примерно то же самое. Капелька переползает с места на место и заглатывает разные зёрнышки, сильно напоминая живую амёбу.

Стало быть, имеется два «признака жизни» у неживой капельки масла в водном растворе соды — движение и питание.

Посмотрим, нельзя ли в неживой природе отыскать и другие признаки жизни.

355898 5 i 026

Рис- 23. Кристаллы медного купороса (1) и каменной соли (2). Обратите внимание на правильную форму кристаллов.

355898 5 i 027

Рис. 24. Опыт выращивания кристаллов.

Кристаллы, должно быть, видел каждый. Например, купорос, которым опрыскивают виноградники, продаётся в виде кристаллов — красивых синих камешков, похожих на стекло. Обыкновенная поваренная соль также представляет собой мелкие кристаллики. На рисунке 23 изображены кристаллы медного купороса и каменной (поваренной) соли.

Проведите следующий опыт с кристаллами квасцов: возьмите горсть этих кристаллов и бросьте в стакан с горячей водой. Когда кристаллы растворятся и вода станет прозрачной, поставьте стакан на солнце. Привяжите к крепкой нитке маленький кристаллик квасцов и опустите его в стакан с раствором, а чтобы нитка держалась, укрепите её на лучинке, положив лучинку поверх стакана, как показано на рисунке 24. Вытянув через несколько дней нитку из стакана, вы увидите, что маленький кристаллик за это время сильно вырос. Если его снова опустить — в стакан на 2–3 дня, то кристалл ещё больше вырастет.

Известно, что живые существа растут потому, что они питаются. Как же растёт кристалл? Кристалл не питается; он растёт за счёт тех веществ, которые находятся в растворе. Эти вещества присоединяются к кристаллу, и он увеличивается в размерах — растёт.

Между ростом кристаллов и ростом живых существ имеется большая разница. Пища, которую поглощают живые существа, перерабатывается внутри их тела, где она сначала разрушается, то есть разлагается на составные части, а затем идёт на поддержание сил организма и на создание новых клеток и тканей тела. Кристаллы же совсем не питаются и пищи не перерабатывают. В этом и есть их отличие от живых существ.

Посмотрим, однако, нельзя ли отыскать у кристаллов и другие признаки жизни.

Обломите кусочек вынутого на нитке кристалла и бросьте его обратно в стакан с раствором квасцов. Если вынуть этот кристалл через два дня, то вы увидите, что обломленный край кристалла восстановился: кристалл как бы «залечил» свою «рану». Стало быть, опять кристалл имеет признак, сходный с признаком живых существ.

Что же такое кристалл — живое существо или неживое тело? Что такое капля масло в содовой воде — живой организм или неживое вещество?

Конечно, и кристалл и капля масла — неживые тела.

Таких случаев, когда неживое походит на живое, можно найти очень много. Вы уже знаете, что и живые существа в состоянии скрытой жизни могут сильно походить на неживые, на мёртвые. Не говорит ли всё эго за то, что между живым и неживым нет непроходимой пропасти, что неживое может стать живым? Да, конечно, хотя людям и не удавалось ещё до сих пор превратить неживое в живое; создать жизнь из мёртвой природы.

Живое тело построено, главным образом, из белков, веществ очень сложного состава (примером может служить белок, содержащийся в курином яйце). В состав белка входят вещества, которые широко распространены в неживой природе, и поэтому получить белок из неживого материала возможно, хотя и очень трудно. В настоящее время уже получены вещества, отдалённо напоминающие простейшие белки.

Несомненно, что в будущем, рано или поздно, человек научится получать из неживых веществ и все сложные белки тела, а из этих белков сумеет построить живое существо.

Читайте также

На грани живого и неживого

На грани живого и неживого Написал заголовок и сразу же усомнился в его правильности. Очень уж исторически неустойчива она, эта грань. Некогда простейшими из живых существ люди считали сложно устроенных губок и кишечнополостных.Потом благодаря изобретению микроскопа

МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОГО И НАУКА СИСТЕМАТИКА ОТ КЛЕТКИ ДО БИОСФЕРЫ. ЧАРЛЗ ДАРВИН. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВИДОВ. СИСТЕМАТИКА

МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОГО И НАУКА СИСТЕМАТИКА ОТ КЛЕТКИ ДО БИОСФЕРЫ. ЧАРЛЗ ДАРВИН. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВИДОВ. СИСТЕМАТИКА Вставьте пропущенное слово.1. Закончите предложения, вставив необходимые по смыслу слова.Все живые организмы имеют сходство в строении – все они состоят из

Опасное сходство

Опасное сходство Мы уже знаем, что некоторые и наши пауки манерами и сходством копируют муравьев. Окраска у них такая же, и фигура похожая. Но этого им мало: они ещё порывистыми шагами на шести ногах бегают, как муравьи и все насекомые, а лишние ножки (передние) держат

Как распределена суммарная масса живого вещества на Земле между сушей и океаном?

Как распределена суммарная масса живого вещества на Земле между сушей и океаном? Общая масса живого вещества на континентах нашей планеты составляет около 2420 миллиардов тонн. Из них 2400 миллиардов тонн (99,2 процента) приходится на растения и всего лишь 20 миллиардов тонн (0,8

6. ИСТОРИЯ ЖИВОГО МИРА

6. ИСТОРИЯ ЖИВОГО МИРА Чтобы полнее уяснить себе картину жизни растений и животных, необходимо познакомиться ещё с одним вопросом.Живых существ на земле очень много. В одной маленькой капле воды вы видели целый мир. Жизнь имеется всюду. Откуда же взялось всё это обилие

Облик живого

Облик живого С рождением молекулярной биологии олицетворением и главным признаком живого стали гены. В 2000 г. президент США Билл Клинтон объявил о том, что ученые завершили составление рабочего черновика структуры человеческого генома — последовательности нуклеотидов

10.2. Геохимическая работа живого вещества

10.2. Геохимическая работа живого вещества Более 99 % энергии, поступающей на поверхность Земли, составляет излучение Солнца. Эта энергия растрачивается в громадном большинстве физических и химических процессов в гидросфере, атмосфере и литосфере: перемешивании воздушных

ПОРАЗИТЕЛЬНОЕ СХОДСТВО, ИЛИ ЗАГАДКА БЛИЗНЕЦОВ

ПОРАЗИТЕЛЬНОЕ СХОДСТВО, ИЛИ ЗАГАДКА БЛИЗНЕЦОВ Великий Шекспир в своей комедии «Двенадцатая ночь» вывел двух близнецов — брата и сестру. Сюжет этот был подсказан ему самой жизнью, вниманием со стороны окружающих, которое сопровождает рождение двойни. Всякое такое

2.6. Признаки, отличающие живое от неживого; ранние клетки

2.6. Признаки, отличающие живое от неживого; ранние клетки Пылинку, которая несла ансамбль, составленный автореплицирующимися молекулами, пептидами и другими молекулами, необходимыми для поддержания и активизации синтетической активности, можно рассматривать как

2. Сущность жизни и свойства живого

2. Сущность жизни и свойства живого Вспомните!Каково происхождение названия науки биологии?Что вам известно о свойствах и сущности жизни?Сущность жизни. Что такое жизнь, основной объект изучения биологии? Где та грань, которая отделяет живое от неживого, распределяет по

Опасное сходство

Опасное сходство Мы уже знаем, что некоторые и наши пауки манерами и сходством копируют муравьев. Окраска у них такая же, и фигура похожа. Но этого им мало: они еще порывистыми шагами на шести ногах бегают, как муравьи и все насекомые, а лишние ножки (передние) держат,

Выбор постоянного партнера: внешнее сходство партнеров с родителями противоположного пола

Выбор постоянного партнера: внешнее сходство партнеров с родителями противоположного пола В повседневной жизни часто можно встретиться с представлениями о том, что супруги бывают похожи друг на друга. Исследования антропологов и психологов как будто бы подтверждают

Источник

Исследовательская работа «Основные факторы живой и неживой природы, сходство и различия»

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД КАЛИНИНГРАД»

Городской конкурс проектов «Юный исследователь»

«Основные факторы живой и неживой природы, сходство и различия»

группы учащихся 4«В» класса МАОУ СОШ №48

Работу представляют ученики

4«В» класса МАОУ СОШ № 48:

Карякина Н.О., учитель химии первой категории

Драпалюк М.В., учитель начальной школы

ВВЕДЕНИЕ __________________________________________________________ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ_______________________________________ 4

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.________________________________________ 6

2.1. Приготовление растворов__________________________________________6

2.2. Питание растений________________________________________________ 7

2.3. Дыхание растений________________________________________________ 9

2.4. Рост и развитие _________________________________________________

2.5. Движение растений ______________________________________________

2.6. «Движение» неживых тел__________________________________________

2.7. «Питание» неживых тел ___________________________________________

2.8.Состав живой и неживой природы ___________________________________

ВЫВОДЫ ____________________________________________________________ 11

ЛИТЕРАТУРА _________________________________________________________ 13

Важное значение в развитии ребенка имеет экологическое образование, которое необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения.

В наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.

— формировать у детей понятие о живых и неживых объектах природы и об их значении для человека;

— воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней;

— развивать образное мышление, умение группировать явления и понятия;

-закрепить знания о единстве живой и неживой природе.

— расширить представления детей о свойства живых и неживых тел природы;

— развивать интерес к познанию природы.

— развитие у детей наблюдательности, бережного отношения к природе.

2.Индивидуальные наблюдения, работа в группах.

4.Анализ и сравнение результатов.

-признаки живой природы;

-признаки неживой природы.

Данная работа выполнена учениками 4«В» и 6«В» классов, на базе школы

На протяжении полугода мы изучали такие на первый взгляд противоположные понятия «живые и неживые тела», а более точно их свойства: движение, дыхание, питание, рост и развитие.

Изучение свойств живого тела, мы начали с приготовления растворов.

Старшеклассники познакомили нас с оборудованием, необходимым для этого процесса (рис.№ 1). На электронные весы мы положили фильтровальную бумагу, взвесили ее, а потом на нее поместили с помощью ложечки соль и опять провели взвешивание. Взвешенную соль, перенесли в стакан. После чего туда, с помощью цилиндра, налили воду и стеклянной палочкой перемешали. Через пятнадцать минут приготовленный раствор отфильтровали в колбу, через воронку с фильтром. Работа велась четырьмя группами, с разным видом соли. Растворы получились разного цвета, но с одинаковым содержанием соли и воды в них (с одинаковой концентрацией) (таблица №1).

Питание растений мы решили изучить на примере пекинской капусты.

Поместили в готовые растворы по одному листу и поставили все образцы на подоконник. Через два дня мы заметили изменение цвета листа и самих растворов, так растение получает питание (рис. № 2).

Все живое дышит, поэтому мы решили посмотреть, как дышат наши растения. Для этого мы накрыли цветы стеклянными стаканами. Через несколько дней внутри них образовались капли воды, что подтверждало, что растения дышат (рис.№3).

Всему живому свойственно рост и развитие. Дальше мы наблюдали за развитием семян фасоли и гороха, положив их на мокрую ткань, которая чуть-чуть соприкасалась с водой в стаканчике. Через три дня семена набухли и увеличились в размерах. А на 10 день появился росток (рис. №4). Результаты наблюдения мы заносили в таблицу (таблица №2). Мы увидели, как фасоль и горох развеваются и растут.

Следующим опытом было изучение движения растений. Каждая группа выбрала цветок в горшке, на одну из сторон цветочного горшка прикрепила стикер и поставила его на подоконник, так, что бы листья смотрели в класс, а стикер в сторону окна. Наблюдая за цветами, мы заметили, что они постепенно поворачивались в сторону окна, к свету. Все живое двигается. Растения поворачиваются к свету, сворачивает и разворачивает листья; (рис.№ 5). Данные наблюдений заносили в таблицу (таблица№3).

К концу полугодия мы начали изучать природу неживого тела. Мы узнали, что неживое может «питаться», «двигаться», как и живое.

«ДВИЖЕНИЕ» неживого тела мы решили изучить на примере огня. Для этого мы рассмотрели цвет, форму пламени свечки. Потом в это пламя, пинцетом, внесли магниевую фольгу. Цвет пламени, его движение резко отличались от пламени свечи. Внеся в пламя свечи медную проволоку, мы изменили цвет пламени на зеленый. Направив струю воздуха на пламя свечи, мы усилили его горение и изменили его направление. А сера, внесенная, в пламя свечи на ложечке, горела синим пламенем даже после того, как мы ее перестали поджигать. Так же она издавала и запах. Подожжённый зеленый порошок не только горел, но и увеличился в размере, издавал звук и выделял запах (рис. № 6). В результате проведенных опытов мы узнали, что неживое тоже может «двигаться», изменять цвет под действием разных веществ.

«ПИТАНИЕ» А могут ли неживые тела питаться? Для этого поместив в растворы лист бумаги, мы смогли наблюдать, как по ним передвигается раствор. Значит неживые тела «питаются» (рис.№ 6).

А вот рост и развитие неживых тел нам не удалось увидеть.

Все что окружает нас, состоит из молекул, а молекулы из атомов. Мы попробовали составить эти молекулы с помощью моделей атомов (рис.№7).

Итогом нашей работы стало то, что мы на практике познакомились с признаками живого и неживого, их отличиями и сходствами. А так же с тем, из чего состоят все тела.

Признаки живой природы:

Чтобы расти, организм нуждается в питательных веществах и в энергии, поддерживающей жизненные процессы.( Растут, дышат, питаются, умирают, рождаются.)

Признаки неживой природы:

Неживая природа не меняется, или меняется, но настолько медленно, что это не заметно глазу. Им совершенно не нужны какие-либо дополнительные условия для существования.

Объекты неживой природы способны увеличиваться в объеме или уменьшаться, но только за счет добавления или отделения материалов извне.

Двигаться объекты неживой природы могут только при воздействии извне.

Игра «Поиграем в отношение»

Класс делиться на три команды. Первый ряд подберет слова, выражающее отношение человека к себе, второй ряд – отношение к людям и к тому, что они делают, а третий – к природе. Не забываем, что отношение может быть не только хорошим, но и плохим. Выигрывает команда, подобравшая наибольшее количество слов. (Например, 1-й ряд – уважительное, доброе и т.д, 2-й ряд – заботливое, пренебрежительное и т.д., 3-й ряд – жестокое, бережное и т.д. )

– Ребята, как вы думаете, какое отношение мы должны воспитывать в себе к окружающему? (Доброжелательное, бережное)
– Как нужно относиться к природе? (Охранять, беречь, не загрязнять.)

1.Плешаков А.А « Атлас определитель от неба до земли»,- М.: Просвещение, 2012г.

2.Бурский О.В., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. «Окружающий мир». – Баласс, 2012г.

4. Ю.П.Лаптев « Растения от А до Я» – М: Колос, 1992

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Значения слов и выражений
Adblock
detector